2017-01-04

Козлёнок в молоке. Туннель Суторман и дорога к Скадару



Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворять желания,
а в том, чтобы их иметь.
      Михаил Зощенко


Туннель Суторман пробит 17-18 марта 1908 г.
     
Станция Суторман. Австрийская фотография 1914-18 гг.

.


Идея прокатиться от Приморья в Краину (к побережью Скадарского озера) по старой дороге Бар – Вирпазар и через туннель Суторман родилась у меня уже давно. Однако я знал, что буквально сотня метров пути от выхода из туннеля со стороны Скадара завалена крупным битым камнем с острыми краями и почти непреодолима для моего автомобильчика. А пару лет назад часть основной дороги за перевалом с црмничской стороны и вовсе была смыта зимними ливнями.
Но там где не пройдет мой конёк-горбунёк, там может проскакать по камням козленок пошустрее. Андрей Борода предложил для экспедиции воспользоваться Тойотой Прадо. Но никакая Прада не проедет там, где дороги нет вообще. Мир не без добрых людей. Мария Громова подсказала нам, что существует объездной маршрут через село Лимляни.


На улице сыро и знобко. Но это нас остановить уже не может.
Выше села Туджемили мы окунаемся в плотный холодный туман. Мир вокруг сужается. С дороги не видно ни монастыря Рибняк, ни крепости Црны Крш, едва угадывается памятная стела. В тумане чуть не промахнулись мимо поворота к туннелю.
Кратенько напомню, что железнодорожный туннель прорубили итальянцы в 1908 году. Ширина туннеля 3,5 м, высота – 4,5 м, длина – около двух километров. Дорога использовалась до 1959 года, после чего рельсы сняли.
У входа в туннель нас встречают три щенка-переростка, размерами с барана. Видимо они пришли отговаривать нас от безумной затеи. Но, несмотря на присутствие в нашем экипаже двух собственных переводчиков с собачьего, мы им не поверили.

.


Мол, "Коридоры кончаются стенкой,
А тоннели - выводят на свет!".
      Владимир Высоцкий  "Баллада о детстве"


Со свода капает только на въезде. Средняя часть туннеля абсолютно сухая. Вот уже впереди яркой точкой проклюнулся в темноте выход, а вслед за этим мы увидели громадные, искрящиеся в свете фар, многометровые ледяные сталактиты, свисающие по обеим сторонам. Часть сосулек уже обрушилась, преградив нам путь ледяным завалом. Тихонечко, на полусогнутых, наш козлёнок-Прадо полз к выходу. Копытца скользили, ледяные зубы норовили цапнуть за бока, но мы упорно двигались вперед.

.

.

.


Выбрались! А на црмничской стороне оказывается зима! Всё вокруг покрыто нехоженым и неезженым свежим снегом. Под тонким слоем снега оказалась жижа ярко-оранжевого цвета, которая весьма красочно контрастировала с темнозеленым цветом корпуса Прады. Если на высоте выхода из туннеля было достаточно ясно, то спустившись лишь чуть-чуть, к основной дороге, наш японский козленок опять окунулся в молоко плотного тумана.

.

.

Въезд в туннель со стороны Скадара подлатали бетоном уже в югославские времена

.

.


Нам нет преград ни в море, ни на суше,
Нам не страшны не льды, ни облака.
     «Марш энтузиастов»
музыка Исаака Дунаевского, с
лова Анатолия Д'Актиля


Умный навигатор нарисовал, наконец, впереди место разрушения дороги, но вот съезда на объездной путь не указал. OSM карта в планшете упорно не видела места обвала и дополнительно предлагала два съезда к Лимлянам. Для выяснения подробностей, было решено опросить местное население. Старенький черногорец, который перекладывал у обочины дрова из поленницы на тачку, скептически взглянув на наше весьма не маленькое средство передвижения, махнул рукой: «Поезжайте дальше, не сворачивая, … а может и проедите …».

.

.

.


Место (бывшего) провала было обнаружено почти сразу. Дорогу залатали свежей гравийной отсыпкой, шириной едва-едва превышающей колею Прадо. Проверив путь пешком, мы осторожно преодолели опасный участок.
И дальше на нашем пути никаких преград уже не было.

.

.

.

Возвращаемся с пешей разведки. Ехать можно


Если места со стороны Бара мне неплохо знакомы, то путь в южной Црмнице, от Сутормана до Скадарского побережья, я знал лишь теоретически. Поэтому, подозреваю, что пробираясь в серо-белой мгле, мы многое пропустили. Вдруг из тумана выплыли каменные столбы бывших ворот. Что-либо увидеть за ними было решительно невозможно. Лишь позже я узнал, что надо было пройти сквозь несуществующие ворота и спуститься ниже по заросшей тропе к большой брошенной усадьбе. Попытка найти хоть какую-нибудь информацию об этом месте оказалась тщетной.

То, что увидели мы …

То, что мы не увидели, а увидела Лайма Лимонова.
Фотографии лета 2015 года

То, что мы не увидели, а увидела Лайма Лимонова.
Фотографии лета 2015 года

Чуть дальше в Болевичах стали видны крутые крыши какой-то усадьбы-новостроя. Здесь мы остановились размять ноги и оглядеться. Огляделись … и заметили мемориальную табличку на стене заросшего ежевикой и плющом полуразрушенного дома.

Остановка у дома сердарей Пламенацев

.

.


И кто же были эти Мояш Йован и Мило Пламенацы? На табличке нет даже дат.



Я люблю кровавый бой,
Я рожден для службы царской!
Сабля, водка, конь гусарской,
С вами век мне золотой!
      Денис Давыдов – Песня (1815)

Представители рода Пламенацев, вместе с Петровичами и Вукотичами, относились к самой верхушке черногорского общества, к «главным породицам». Если найти информацию о Пертовичах не составляет никакого труда, то при упоминании о Пламенацах сразу на ум приходит лишь Илия Пламенац (1821-1916) – герой войны с турками 1876-78 годов и военный министр княжества Черногория с 1879 по 1905 год. «Засидевшийся» министр был отправлен на заслуженный отдых лишь по настойчивому требованию русского военного агента в Черногории Н.М.Потапова.

Пламенацы вместе с родом Болевичей-Вулековичей (Boljević-Vuleković) происходят от братства Богостиновичей (Bogostinović), которое переселилось в Черногорию из Герцеговины в 1465 году.
Потомки Ивана, основателя братства Болевичей-Вулековичей, кнез Богдан и кнез Стеван (Стефан), поделили братство на две ветви, и Богдановы потомки продолжили традиции старого братства Болевичей-Вулековичей. Именно из них вышел владыка Руфим Болевич (Rufim Boljević), митрополит и господарь Черногории с 1660 по 1685 год.

.

.


Сын Стефана Иван взял фамилию Пламенац. На сборе предводителей княжества Зета, состоявшемся во Вранине в 1455 году, на котором был заключен договор между Стефаном Црноевичем и венецианским гувернадуром Иваном Болани (Ivan Bolani) о совместных действиях против турок. Иван Богостинович настолько возбужденно и темпераментно поддержал идею непримиримой борьбы, что венецианский вельможа в восторге сказал: "Этот человек говорит с таким жаром, будто у него пламя изо рта!". Позже это прозвище принял потомок Ивана Йован-Иван, который назван в документе от 1648 года как Jovan-Ivan Plamenac. И с тех пор в всех официальных документах род упоминается под этим именем.

Среди известных личностей этого братства упоминаются владыка Арсений (Arsenije Plamenac), который был митрополитом и правителем Черногории с 1781 по 1784 год. Один из близких родственников Арсения, црмничский сердар Мояш, в более ранних документах назван священником, а позднее – воеводой и сердаром (1740).
Воевода Мояш Пламенац входил в свиту Василия III Петровича Негоша (1709 - 1766) во время поездки в Россию. Поездка оказалась для черногорцев весьма удачной. Василий получил для себя 1000 рублей, а также помощь Цетинскому монастырю в размере 3000 рублей. Русский Синод дополнительно передал монастырю и Василию помощь в размере 1132 рубля.
Потомки сердара Мояша отличились в эпоху Петра I Петровича Негоша. Сердар Йован командовал црмчанами в знаменитой битве при Крусах в 1796 году, а сердар (поп) Мило, участвовал в заседании Скупщины в Цетине 6 августа 1808 и высказался против удовлетворения просьбы маршала Мармона об открытии французского консульства в Цетине.
В 1847 гг. Маркиша Пламенц (Markiša Plamenac), подкупленный Скадарским визирем Осман-пашой, поднял восстание, которое было подавлено митрополитом Петром II Петровичем Негошем.

В скудных сведениях из черногорских источников, которые мне удалось отыскать, названы Mojaš, Jovan и Milo. Однако найти что-либо еще об этих цмничских воеводах мне не удалось.

.

.


Некоторые работы, благодаря которым я пытался разобраться генеалогии рода Пламенацев:
Dr Branislav Marović – Porodični korijeni Džona Plamenaca
 


Куча Князя Пламенца стоит высоко на утесистом скате горнаго хребта. Глубоко внизу лежит долина, ограниченная с другой стороны горными верхами, отделяющими Черногорию от Приморья. Черногорцы берегут долины и никогда не селются в них; все деревни разбросаны на скатах гор. Но в Черницкой долине нельзя поселиться и потому, что очень часто, во время дождей, вода прибывает в Черницу из Скутарскаго озера и она, разливаясь, покрывает всю долину. Потому все домики Черницы живописно разбросаны на чрезвычайно крутом скате гор, покрытом виноградными и оливковыми садами. На противуположных скатах гор также кое-где выглядывали хижины из густой зелени гранат и винограда. Черницкая долина принадлежит к числу самых плодородных в горней Черногории. Она производит много плодов, овощей, которыми торгуют с приморцами и вина. Этому благоприятствует климат; в Черницкой долине климат также хорош и тепл, как в приморье ... Вино продают Черничане в другия нахии ...
Черница составляет средоточие нахии названной тем же именем. Она присоединена окончательно к Черногории только в 1796 году, после поражения Кара Махмуда и теперь разделяется на 7 племян: Балевиче, Лимяни, Глухи-до, Брчеле, Дупило. Сотоничи и Подгоръ.
     А.Н. Попов «Путешествие в Черногорию» 1847 (стр.201-202)

 
Оранжевый татуаж

Не сезон …

У дороги вдоль берега Скадарского озера туман рассеялся. Поехали!




P.S. Хотелки на будущее.
Старую железную дорогу Бар-Вирпазар можно увидеть на картах. Поэтому мне очень хочется поискать, что же еще от нее осталось? На сегодняшний день, кроме туннеля Суторман, я точно знаю лишь одно место возле Зубцов, где до 1959 года была проложена ж/д колея. Но, возможно, сохранились еще станционные строения, виадуки, остатки мест заправки паровозов водой и углем. Проблема лишь в том, что эти поиски, вероятно, могут занять слишком много времени, которого мне и так всегда не хватает.
Вот и в этот раз, буквально через день после нашей поездки, черногорская погода преподнесла весьма неприятные сюрпризы. Сначала ветер рассвистелся так, что начал валить столбы и вскрывать крыши, а затем повалил снег и жахнул мороз! Тут уж не до поездок. Пришлось всё задуманное отложить на потом.

.

Примечание.   Фотографии в РасСказке (если отдельно не оговорено): Маша Шалаева, Андрей Борода, Дмитрий Шалаев.

4 комментария:

  1. Очень интересная поездка у вас получилась! А сколько примерно всего километров от Бара до Вирпазара? Есть мысль на великах там весной прокатиться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. через туннель Созина расстояние - 23 км
      протяженность железной дороги была 43,3 км
      а автомобильную я как-то и не мерил ;-)
      на великах вполне возможно. почти везде достаточно приличное покрытие. есть родники прямо у дороги.
      куча мест, где можно остановиться, передохнуть и что-то интересное посмотреть ;-)

      Удалить
  2. От Вирпазара и до Сутормана много где полотно сохранилось. Укрепленные выемки и насыпи, мосты. Есть остатки станции Лимљани, там же есть некий объект, похожий место заправки паровозов. Еще по косвенными свидетельствам должны быть остатки станции Туђемиле (это уже со стороны Бара), где-то попадалось фото даже с остатками таблички, но мне не удалось найти, надо будет еще попытку сделать. «Спираль» вы, наверное, видели.

    Можем при случае объединить усилия, я в Подгорице живу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. по идее остатки станций надо искать в Туджемили, Рибняке, Лимляни и Болевичи.
      про "спираль" я уже писал. её видели многие :-)
      зимой вполне возможно снова окажусь на Сутормане. пока планы не сверстаны :-)
      найти меня проще здесь: https://www.facebook.com/dmitriy.shalaev

      Удалить