2017-12-30

Монастырь Св. Михаила на Превлаке. Сам себе экскурсовод

 
Тиватский залив с высоты птичьего полета.
Слева полуостров Михольская Превлака, в центре остров св. Марка (Страдиоти)
     

Проблема всех более-менее посещаемых достопримечательностей в том, что со временем информация о них «истирается» из-за частого повторения и копирования, пропадают интересные и колоритные факты, а их место занимает неверная и выдуманная информация. Поэтому самой сложной задачей является не просто поиск фактов, а поиск фактов правдивых и достоверных.

  
Зимой с местами для парковки нет никаких проблем. Угораздило же меня загнать кабрик в разъезженную красную жижу!


До Острова Цветов добраться не сложно. Стоит лишь объехать Тиватский аэропорт по улице Аэропортовской (кто бы сомневался). С местом для парковки зимой никаких проблем нет. Поэтому я оставил кабрик на поляне где-то между Данчуловиной и Гргуевиной (о них будет рассказ ниже) и пошел к развалинам монастыря Св. Михаила пешком.
Руины монастыря Святого архангела Михаила находятся на полуострове Михольска Превлака (Остров Цветов). Топоним «Михольская Превлака» используется, чтобы не путать этот полуостров с Превлакой на входе в Боко-Которский залив, на границе Черногории и Хорватии.

Иду по периметру Превлаки … (На этом месте позднее будет построена беседка-крестильня)

… Вот валяется бесхозный ствол от австрийской чугунной гладкоствольной пушки. Надо кому? (Позднее пушку подняли и установили на импровизированный лафет)



На центральной дороге проводили укладку нового асфальта, поэтому я решил обогнуть полуостров по краю. И вот уже виден следующий за Превлакой остров св. Гавриила (Страдиоти, св. Марко). По преданию, на нем когда-то был храм, посвященный этому святому, а остров соединялся с полуостровом Превлака каменным мостом. Церковь Святого архангела Гавриила была более древней, чем превлачский храм св. Михаила.

Остров Страдиоти, св. Марка (св. Гавриила)

Федор фон Карачай. (1837)
Casa Vlastilinovich nell'Isola di Prevlacca nel Canal di Cattaro
Вид с острова Св. Марка на Михольскую превлаку. С южной стороны превлаки виден дом с террасой. дом построен Екатериной Властелинович в третьем десятилетии 19 века. Выше (левее) видны развалины, на их месте построена православная церковь св. Троицы,




У руин меня встречают только псы и коты ...

Художница Елизавета Цымбаревич "Монастырь Превлака"


Чаще всего рассказ об истории Михольской Превлаки начинают именно с основания здесь в XIII веке православного монастыря. Однако, как показали археологические исследования, это место было заселено еще иллирийцами и римлянами. На полуострове были найдены остатки очень раннего римского сооружения и храма, а также построек, которые были возведены византийцами в районе монастыря в IV-VI веке. И, судя по всему, первый христианский монастырь Святого Архангела Михаила построили именно византийцы. Принято считать, что с этого времени побережье Боки заселяется славянами. Превлакский монастырь был разрушен в середине IX века (866 г.), в результате нападения сарацин из Бари. Арабы прошлись огнем и мечом по всей Боке. Были ограблены Будва, Рисан и Котор. Нападению подвергся Дубровник. Затем они попытались создать свою колонию в Боке и близлежащих землях. Судьба монахов византийского монастыря неизвестна. Однако доподлинно известно, что монастырь не был восстановлен после изгнания арабов и пребывал в руинах. Отдельные элементы и каменные украшения были использованы в строительстве других церквей, в том числе и в Которе.
Когда на Михольской Превлаке было образовано бенедиктинское аббатство неизвестно, но впервые упоминания о Tumba sancti Archangeli (Tumba Sancti Michaelis) относятся к 1124 году. Монашеский орден св. Бенедикта, в раннем средневековье имел мощный опорный пункт в зетском приморье. Стоит вспомнить, например, крупное и богатое Ратачское аббатство, так же основанное бенедиктинцами в XII веке. И даже храм на мысе Ратац поначалу был освящен во имя Архангела Михаила.

Со стороны залива перед монастырем заливают какую-то несуразную бетонную площадку. Консервация? Не красиво!

Руины церкви св. Михаила


Превлакский монастырь неоднократно разрушался и вновь восстанавливался. Сербский король Стефан Првовенчанный в 1185 году нашел его в руинах, и в 1219 году он восстановил его как свою задружбину. Архангел Михаил - покровитель династии Неманичей, и не случайно, что на печати епископов и митрополитов Зетских, тоже изображался лик святого с надписью: «Святой Михаил».
В монастыре архиепископом Сербским Саввой I, родным братом короля Стефана, был утвержден престол Зетской православной епархии. Владыка черногорский Василий Петрович в своей книге «Истории о Черной Горы» писал, что монастырь этот, построенный Стефаном Первовенчанным, находился у Солецкого поля к востоку от уездов Лущица, Кртоле и Лешевичи.

Текст из книги черногорского владыки Василия Петровича Негоша (1709 - 1766)



Во владении монастыря св. Михаила оказались многочисленные села в близлежащих областях Кртоли и Грбаль, Была образована Светомихольская метохия (область под управлением монастыря) или Светомихольский Сбор. Пожалуй, основным источником дохода Светомихольской метохии являлась разработка соли на берегу Тиватского залива. Под управлением Сбора было более 20 церквей. Метохии принадлежал монастырь Баня у Рисана и церковь св. Петра в Богдашичах, которую возвел зетский митрополит Неофит в 1268-1269 годах, о чем свидетельствуют плита с кириллической надписью на западного фасаде храма. Именно об эту церковь считают более всего похожей на несохранившийся главный монастырский храм св. Архангела Михаила. Михольскую Превлаку иногда называют Иловица. Здесь, в 1262 году, при поддержке епископа Неофита создан знаменитый рукописный сборник церковных правил «Иловичка крмчия» (Ilovička krmčija). Сейчас рукопись находится в библиотеке Хорватской Академии Наук в Загребе.

Страница из рукописи законника «Иловичка крмчия»
(Ilovička krmčija / 
Иловичко Законоправило - Светог Саве)

 

В 1346 году Зетское епископство на Превлаке переходит в ранг митрополии.
После распада Сербского царства, которое последовало за смертью царя Душана, лихие времена не могли не затронуть и резиденцию зетских митрополитов. В 1420 году Котор принял верховную власть Венецианской республики. И собственность Светомихольской метохии становится главной целью которских властителей и местных правителей, в особенности из-за доходов, получаемых с соляных полей. Во второй половине XIV века метохия многократно меняла правителей. Князь Зеты Стефан I Црноевич (ум.1465 г.) вынужден был отдать всё Приморье венетам. Монастырь Св. Михаила пришел в полный упадок, а зетский митрополит уже в конце XIV века перенес свою резиденцию из Превлаки в монастырь Пречиста Краинска. 

Новодельная монстрообразная звонница



Однако предание связывает завершение истории превлачской обители с трагическими событиями 1441 года. В день Святого Михаила Архангела в трапезной монастыря собралось православное духовенство и все монахи. Все они, в количестве 70 человек, были отравлены. Отравителем предание называет рыбака Друшко из Котора, которого подкупили венеты-католики, обещая ему за измену землю на полуострове. Объявив причину смерти братии эпидемией чумы, чтобы скрыть следы преступления, венецианцы разрушили все монастырские постройки. В 1452 году венецианские галеоны окончательно разрушили монастырь артиллерийским огнем.
И опять приходит на ум сравнение с аббатством на мысе Ратац. В 1468 году монастырь Девы Марии был так же разрушен огнем венецианской корабельной артиллерии.
В сети можно найти упоминание о том, что не так давно в Белграде проводилась медицинская экспертиза останков превлачских мучеников, доказавшая отравление мышьяком.
В этой связи у меня возникает вопрос. Почему в найденной мной информации неоднократно упоминается лишь трагическая гибель лиц духовного звания и ни слова не говориться о пастве. Логично предположить, что на престольный праздник должно было бы собраться множество народа, и если даже они не погибли от отравления, то венеты что-то должны были бы делать с «разносчиками чумной заразы».
Однако если признать трагические события как данность, то становится понятным последующий перенос престола Зетской митрополии на остров Вранина на Скадарском озере и в Обод на реке Черноевице, а после захвата Скадара и бывшей столицы Жабляка турками, сын Стефана I Иван Црноевич в 1485 г. построил в новой столице княжества Цетине монастырь Рождества Пресвятой Богородицы с храмом Лореттской Божией Матери, в который и перенес кафедру митрополита Зетского.

.

Церковь Святой Троицы

Художница Елизавета Цымбаревич "Монастырь Превлака"


Дальше идут пустые станицы истории монастыря. Руины зарастали и еще больше разрушались. Так продолжалось до 1827 года, когда Екатерина (Катарина) Властелинович, в девичестве Сундечич, родом из хорватского города Скрадин, вдова Рисанского конта (графа) Илие Властелиновича, решилась возродить обитель. Екатерина была родной сестрой архимандрита монастыря Савина (Герцег Нови) Спиридона Филипповича Сундечича, который в свое время служил в Гиржавском монастыре в Бессарабской губернии Российской империи. Контеса продала все свое имущество в Которе, где жила после смерти мужа, и 15 декабря 1827 года за 400 дукатов купила треть полуострова Превлака у последнего представителя рода Друшко. Новая владелица восстановила небольшой фермерский жилой дом и часть древнего причала. Катарина понимала, что денег на восстановление всего монастырского комплекса у неё недостаточно, поэтому в 1833 году на фундаменте малой монастырской церкви она возвела новый храм св. Троицы. Источники отмечают, что для строительства использовались материал и фрагменты каменных украшений, взятые из монастырских руин. 
Я внимательно походил вокруг Троициной церкви и нашел только два каменных блока с резьбой и какими-то плохочитаемыми надписями. Контеса приобрела иконы, церковные книги и три колокола в звонницу храма. Её заботами была очищена от зарослей территория монастыря, уложены камнем тропы, возрождена оливковая роща и фруктовый сад.

.

Церковь Святой Троицы


Еще при жизни Екатерина указала в качестве наследника половины её имущества черногорского митрополита Петра II Петровича Негоша и передала другую половину превлачской церкви Святой Троицы.

Каменный блок с резьбой над входом в церковь Святой Троицы

Каменный блок с надписью на северной стене церкви Святой Троицы


«К сожалению, я не застал графиню Властелинович дома, меня встретили ее слуги и сказали, что барыня уехала в Котор. Я осмотрел местность этого маленького островка и узнал на нем несомненные признаки бывшего некогда великолепного здания. Это целый пол мозаический, который теперь уже покрыт слоем земли. При входе я видел надгробный мраморный камень с сербскою надписью, из которой я мог только разобрать слова: «Урош Унук». Урошами, как известно, назывались многие сербские цари. Может быть тут был погребен один из них. Увидавши эти вероятные следы разрушенной обители, я еще более убедился в истине предания о разрушении монастыря и исполнился еще большею благодарностию к той женщине, которая освятила это место, соорудивши на нем храм Святой Троицы. Церковь бедна. Достаток ее соорудительницы не позволил ей украсить ее, как бы она хотела. Но и малый этот храм имеет огромное значение по воспоминанию, которое с ним соединяет. Я просил показать мне церковные книги и с горечью узнал, что едва находятся в ней самые необходимые; недостает Чети-Миней и книг на 12 праздников. С самыми большими средствами трудно достать в этих местах Церковно-Славянские книги. Для печатания их недавно учреждена Австрийским правительством типография в Будиме (Офен в Венгрии). Но эти Будимские издания неисправны и справедливо не доверяют им наши православные братья и всегда стараются доставать для церкви книги, напечатанные в России. У кого они есть, там ими много дорожат. Я все это хорошо знал и смотря на недостаток этой церкви думал – книги надобно сюда послать. Сопровождавшие меня люди, казалось, вполне разделяли ревность госпожи своей к Церкви. Когда я сказал, прощаясь с ними, что, может быть, мне удастся достать и прислать им нужные церковные книги, они были вне себя от радости. Со слезами проводили меня эти добрые люди».
  В.А. Панов «Путешествие по землям западных и южных славян. I. Которский округ в Далмации», 1844 г.


.

Ловчен. Вид от церкви Святой Троицы


Однако у контесы Екатерины Властелинович нашлись недоброжелатели. В дополнение к многим тяготам, на неё было совершено покушение. Она была беспощадно избита так, что не смогла больше оправиться. В 1847 году Катарина была найдена мертвой при очень подозрительных обстоятельствах. Во время эксгумации её останков, в 1987 году, в области желудка была обнаружена пистолетная свинцовая пуля.
Эта замечательная женщина завещала похоронить себя на южной стороне от алтаря церкви, которую она построила.

Могила Екатерина Властелинович

Могила Екатерина Властелинович

Церковь Святой Троицы


В конце XIX - начале XX века изучением монастыря св. Михаила занялся кртольский учитель, археолог и историк Младен Црногорчевич (1863-1902), о котором я уже не раз упоминал в своих расСказках. Превлачскому монастырю посвящены две его работы: «Михољски збор у Боци Которској» 1893 года и «Arhitekturni fragmenti na Prevlaci».
Црногорчевич собрал, и зафиксировал внешний вид руин монастыря и других зданий на Превлаке и соседних островах. Им были описаны каменные надгробия и различные части каменных украшений римской эпохи и средневековья. Объекты, описанные Црногорчевичем, сегодня является основой сокровищницы монастыря.
Одной из самых интересных находок на Превлаке стал саркофаг, в котором по преданию был похоронен дуклянский князь Драгудин. Этот саркофаг был передан Црногорчевичем в монастырь Опатово, где  использовался в качестве сосуда для производства оливкового масла. Говорят, что именно кости Драгудина были найдены в саркофаге. Но это все-же исторический вымысел. Точно установлено, что король Драгутин умер в Среме в 1316 году.
Через шестьдесят лет с момента исследований Младена Црногорчевича начались новые крупные археологические раскопки. Команда Археологического института Сербской Академии Наук при содействии Научного общества в Цетинье и других учреждений предприняла исследование в 1951 году. После археологических раскопок в 1956-1959 годах проводились работы по сохранению и консервации. В результате исследований были полностью освобождены от грунта руины храма Святого Архангела Михаила.

План церкви Святого Михаила. По результатам раскопок 1956-57 гг.


Было установлено, что большой Михольский храм имел длину 26 и ширину 21 метр. Церковь была выстроена в виде трехнефовой базилики с разделенным алтарным пространством. Средняя апсида имела полукруглый вид. Боковые, меньшие, апсиды с внутренней стороны тоже имели полукруглый вид, а с внешней - оканчивались ровными стенами. Такое характерное оформление боковых апсид было в традиции раннего средневекового строительства в Дукле-Зете.
Церковь была выстроена из хорошо обтесанного красного камня. С южной стороны к алтарной части пристроен резервуар. На фундаменте восточной части северного нефа дополнительно была возведена небольшая капелла с апсидой, которая в то же время представляла собой и самую новую часть храма. По организации пространства и технике строительства церковь Св. Архангела Михаила относится к стилю романики. Датой строительства следует считать вторую половину XII века.




На территории храма найдено большое количество обломков декоративной каменной пластики украшений храма, выполненной также в манере романики. Они были украшены мелким рельефом, с характерной тройной переплетенной полосой, в которой скомпонованы различные флористические и геометрические элементы. Красотой, исполнения выделяется парапетная плита, украшенная по краям стилизованными косичками, пальмовыми листьями и крестами. Центральным мотивом плиты является лев, находящийся в центре орнаментального круга из веток растений. В челюстях, льва зажата веточка, которая вплетается в окружающий орнамент. На многих обломках встречается характерный крест с расширяющимися и витыми сторонами, а также изображения сердцеобразных листьев и цветов.

Парапетная плита из церкви Святого Михаила


Натуралистичной выразительностью характеризуется фрагмент рельефа с изображением птицы с двумя птенцами. Была найдена также капитель, украшенная неглубоким переплетом, прямоугольный каменный сосуд, покрытый грубым флористическим орнаментом. Также в результате первых исследований перед церковью обнаружены остатки некрополя с надгробными плитами, украшенными похожими орнаментами. На некоторых из них сохранились латинские и кириллические надписи.
Фрагменты каменной пластики из Превлаки сейчас представлены в обновленном келейном здании, а остатки церкви св. архангела Михаила законсервированы.
После первых раскопок 1956-1957 гг. монастырская земля была национализирована, и полуостров был переименован в «Остров цветов». Параллельно с археологическими исследованиями здесь решено было развивать курортно-туристическую деятельность. Однако во время строительства туристических объектов были уничтожены многие артефакты, относящиеся к римскому периоду.
Во время работ 1994 года были обнаружены мощи превлачских мучеников. Это событие дало толчок для новых исследований. Комитет по возрождению монастыря начал новые раскопки. С 1996 года группа Центра археологических исследований Черногории и философского факультета из Белграда при содействии армии Югославии, Митрополии, Министерства культуры Сербии и местных активистов начали новые исследования. Было открыто юго-западное крыло монастыря с несколькими зданиями. Как и главный храм, эти строения должны стать основой для предстоящей реконструкции.

.

Руины церкви св. Михаила


В исследовательском отчете 1997 года отмечается, что монастырь был выстроен на руинах просторного римского здания с двумя слоями мозаичного настила. Были идентифицированы слои времен императора Константина Великого и позднего античного времени. Предполагается, что впервые монастырь был основан в IV-VI вв. Кроме того, также обнаружены гробницы, датированные серединой пятнадцатого века, к которых между костями были найдены наконечники стрел. Антропологический и химический анализ должен был показать, были ли эти люди отравлены или убиты.
К большому сожалению, никаких подробностей о результатах экспертизы мне найти не удалось.




***



Grgurovina


И в заключении пара слов о местах с чуднЫми названиями, о которых я упоминал в самом начале.

Гргуровина (Grgurovina) представляет из себя средневековую загородную укрепленную виллу. Она расположена в местечке Брда, на берегу Тиватского залива, рядом с полуостровом Михольская Превлака. Младен Црногорчевич считал, что этот комплекс зданий был возведён на остатках церкви св. Спаса. Комплекс состоит из трехэтажной башни квадратного сечения и двухэтажного жилого дома. Позднее жилое здание было надстроено еще на один этаж. Из-за его расположения можно сделать вывод, что башня изначально была самостоятельным строением. Она была частью более широкой системы обороны монастыря Св. Михаила, объединенной с соседней Данчуловиной.
Сейчас комплекс выглядит весьма плачевно. Руины заросли и замусорены. Рядом с башней, прямо на берегу залива, находится бетонная «яма», которая по щиколотку залита отработанным машинным маслом.

.

Grgurovina


***


Dančulovina


Данчуловина (Dančulovina) получила своё название от местного племени Данчо. Комплекс находится с юго-востока от полуострова Превлака и состоит из жилого дома, имеющего приземье, жилой этаж и чердак и трехэтажной башни. Дом и башня соединены цокольным этажом в единое пространство, над которым выстроена терраса, огороженная стеной с бойницами. Квадратный внутренний двор обнесен стеной. Во дворе находилась цистерна для воды.
Башня является самой старой частью комплекса. Вместе с соседней Гргуровиной она составляла систему обороны монастыря Св. Михаила на Превлаке. Впоследствии к башне было пристроено жилое здание. В народе существует поверье, что в летнее время башня использовалась как резиденция сербского царя Душана. По свидетельствам, в ней до конца девятнадцатого века была фреска с его изображением.
Комплекс был реконструирован которским епископом Антоном Гргуриной в начале XIX века.
Сейчас Данчуловина выглядит лучше Гргуровины. Комплекс находится на огороженной территории и, на первый взгляд, не так сильно замусорен.

.

Dančulovina


Основные источники знаний:


Комментариев нет:

Отправить комментарий