2017-04-30

Скочиджевойка. Поскакушка - Огневушка

= ПОСКАКУШКА =

Oh, I don't know why she's leaving,
or where she's gonna go
I guess she's got her reasons
but I just don't want to know
   Smokie - Living next door to Alice

- Про Скочиджевойку что-нибудь знаешь?
- Конечно! Это мыс возле монастыря Режевичи. Смешное название.
- А откуда оно взялось?
- Да кто ж его знает. Наверно есть какая-нибудь байка …

Сколько бы я не спрашивал о возникновении топонима Skočiđevojka, ответ был одним и тем же. Почему никого не интересует, откуда беруться такие необычные названия? А ведь про прыгающую девушку информацию разыскать проще простого. Правда название это оказывается вовсе не смешное, а грустное и трагическое.

Skočiđevojka - скала, которая выступает в Адриатическое море вблизи Петровца. Предание повествует о том, как христианская девушка, преследуемая турецким пашой, спрыгнула с этой скалы в море. Это легенду упоминает Стефан Любиша в одной из своих самых красивых историй.
 Narodna enciklopedija srpsko-hrvatsko-slovanačka. Zagreb. 1929

Вид на Будву с мыса Скочиджевойка

Жила-была в этих краях девушка, и звали девушку Ружа (Роза). Сохранилась в истории даже фамилия Розы – Мрконич. И самым большим желанием Ружи было дождаться своего суженного-любимого Стефана Калоджурджедовича. По разным версиям Стефан то ли служил на венецианских галерах, то ли сидел в венецианской тюрьме, то ли пас турецкий скот на далеком пастбище. А между тем приглянунась девушка богатому турку. И тот вполне официально предложил Руже выйти за него замуж. Вот только в качестве какой жены по счету сейчас уже и не известно. Поговаривают, что выдать Ружу за турка решила её мачеха. Но, в любом случае, девушка наотрез отказалась от такого предложения. Турок оказался настойчив. Раз не удалось по-хорошему, то решил он взять силой. Пришлось Руже несколько лет скрываться в паштровических монастырях. Но через некоторое время её все же выследили. Ничего не оставалось бедняжке, как только спасаться бегством.
Бежала девушка к морю, взбежала на скалу, и поняла, что деваться ей совершенно некуда: лишь огромное море внизу, голубое небо сверху, да погоня за спиной! Перекрестилась она и бросилась вниз с утеса. Говорят, что последними словами Ружи были «Мы не обязаны никого любить!». Но кто же теперь скажет за давностью лет правда ли это? Да и других свидетелей, кроме преследовавших девушку татей, в тот момент на берегу не было.
А мыс с тех пор и по сей день стал называться Skočiđevojka / Скочиђевојка.
Жених Стефан от горя пытался покончить с собой, но был отправлен в монастырь Хиландар, чтобы молиться о спасении благородной души отважной Розы.

Тропинка вдоль мыса, к входу на батарею

= ОГНЕВУШКА =

На земле в небесах и на море
Наш напев и могуч и суров:
Если завтра война,
Если завтра в поход,
Будь сегодня к походу готов!
   "Если завтра война" Муз. бр. Покрасс, сл. В. Лебедев-Кумач (1938)

Читая информацию о Розе и Стефане, я наткнулся на фразу «На мысу Скочиджевойка в течение многих десятилетий была военная база. Здесь, чуть ниже деревни Крстац, располагалась база береговой артиллерии ЮНА». Разглядываю мыс на Гугли-картах. Несомненно, что-то есть! Времени на поиск подробной информации весной прошлого года уже не оставалось, и я решил просто поискать то, что осталось от базы на мысу … и ничего не нашел.

Апрельская фотография 2016 года
Стоило мне сделать три шага внутрь …

Февральская фотография Андрея «Это вход!»
Представляете как я был поражен!

Возможность снова отыскать следы югославской батареи выдалась не скоро, поэтому у меня было достаточно времени, чтобы поискать дополнительную информацию. Поиски еще больше убедили меня в том, что база была, и остатки её должны находиться на Скочиджевойке и сейчас. На умирающем сайте Панорамио я нашел даже несколько фотографий примерно десятилетней давности, а затем на Фейсбуке нашел автора этих фотографий из Подгорицы, который еще раз подтвердил существование базы. В моё отсутствие поискать остатки артиллерийской батареи вызвался Андрей. Пошел и нашел! Но какого же было мое удивление, когда он мне прислал фотографию входа. Ведь и я стоял именно перед этим местом! Почему же я не нашел ничего?
Всё объясняется удивительными случайностями. Если ли бы я сделал буквально три шага вглубь этого бетонного «домика», то увидел бы справа вход в пробитые внутри скалы туннели, которые соединяют между собой артиллерийские позиции. Вместо этого я полез искать батарею сверху (первая случайность). Но забраться и пройтись по каменистому мысу, который изрядно зарос всякими колючками, оказалось очень не просто, и, как оказалось, я не дошел всего нескольких метров до бронекупола, который прикрывает наблюдательный пост наверху скалы (вторая случайность). Просто удивительное невезение!

На Скочиджевойке орудия М-46 были установлены на стационарные лафеты
На большинстве старых фотографий приморских батарей присутствуют немецкие орудия Флак-40 (128 мм). Сразу видно отличие от М-46 (как в форте Радишевич). Отсутствует гигантский дульный тормоз. А значит это не батарея Скочи Джевойка. Но по тому как оформлены места для орудий югославские батареи береговой обороны были весьма схожи.

И вот, наконец, у меня выдалась возможность самому увидеть то, что так долго от меня ускользало. На свидание с Розой мы отправились небольшой компанией. Спустились к мысу, прошли по тропинке с тыльной стороны …
«Вон мужик в пиджаке! А вон оно, дерево!» ©
На этот раз мы абсолютно без затруднений нашли вход внутри бетонного «домика». и по короткому туннелю вышли на орудийную позицию.

Входим и поворачиваем направо

… а мы и не курили!

Еще немного и …

… вот и место установки советской пушки М-46

Над входом закреплен карниз из металлического прута, на который нанизаны крючки.
На старых фотографиях таких карнизов не видно.
Возможно югославы решили повесить шторки после того, как с батареи демонтировали орудия. Чтобы не дуло

Место установки 130-мм орудия М-46

База Скочиђевојка входила в состав 110-й прибрежной артиллерийской бригады (Скочиђевојка – Радовићи). На батарее были установлены четыре советские 130-мм дальнобойных пушки М-46 (прицельная дальность более 27 км), и еще четыре орудия калибра 88 мм D-56 немецкого производства. В дальнейшем М-46 были переведены на Луштицу, а при слиянии частей береговой артиллерии с ракетной бригадой, выведены из эксплуатации. В 1994 году батарея была разоружена, а личный состав переведен в Радовичи (Луштица).

Пока мы бродили сверху, под утесом шла охота

Туннель длинной больше ста метров тянется внутри скалы параллельно береговой черте. От него к каждой артиллерийской позиции отходят в сторону моря короткие проходы. В непосредственной близости от установки орудий, по обе стороны от проходов, находятся небольшие помещения для личного состава. Все металлические детали, и кабели сняты, остались лишь фрагменты вентиляции, выполненные из больших пластиковых труб. Коридоры и переходы сохранились прекрасно. Еще один выход, в который сейчас неудобно зайти с наружной тропы из-за свежих зарослей, интересен тем, что ступени упираются в пулеметную амбразуру. Даже зная, что там никого и быть не может, спускаясь вниз. испытываешь весьма неприятное чувство.

Лестница в верхний туннель

Еще один вход на нижний уровень упирается в пулеметное гнездо

Из нижнего туннеля можно перейти на верхний ярус по бетонным ступенькам. Верхний коридор параллелен нижнему, а из него по скоб-трапам можно подняться в наблюдательный пост, укрытый бронекуполом, и к какой-то вспомогательной позиции, возможно месту установки прожектора. Эта бетонная ниша перекрывалась металлическими створками (отсутствуют), а оборудование, при необходимости, откатывалось вглубь скалы по рельсам. В наблюдательном бронекуполе не достает задвижки, которая перемещалась по роликам и закрывала смотровую щель. Немного в отдалении находится небольшое помещение, которое видимо, служило складом боеприпасов. 88-мм орудия, скорее всего, были установлены в открытых бетонных капонирах чуть южнее. Но пробираться к ним сквозь заросли мы не захотели.

Наблюдательный бронекупол сверху почти неразличим.
Не удивительно, что я его не заметил год назад

Защитная створка отсутствует
Раньше она каталась по роликам и прикрывала смотровую щель

Позиция вспомогательных механизмов

P.S. Более 63000 квадратных метров на мысе Скочиджевойка перепродавались уже неоднократно. В 2014 году территорию бывшей военной базы купили австрийцы. Если дело сдвинется, то на этом месте будет построен очередной отель. В прессе уже даже попадаются описания проекта. Поэтому, если старая батарея вас заинтересовала, то не откладывайте посещение в долгий ящик. Добраться и отыскать её труда не составит. А место, на самом деле, очень интересное. … И не забудьте взять фонари.

У входа в склад лежит разбитый снарядный ящик