2017-04-25

По старобарским околицам


.

Старый Бар - это крепость. Несомненно, крепость - самое интересное и значительное туристическое место. Но не крепостью единой живы старобарские околицы.

После двухмесячной осады Антивари сдался.
… Результатами побед более всех, конечно, воспользовались воеводы. Некоторые из них получили от князя участки земли с постройками, а другие — лавки или дома. Но всех практичнее оказался Врбица - ему удалось забрать в аренду богатыя оливковыя рощи и сады, находившиеся, как в городе, так и в округе.
 А.В. Щербак "Черногория и ее война с турками 1877-78"


Черногорский воевода и сановник Машо Врбица (Mašo Vrbica)
Гравюра из журнала "Всемирная Иллюстрация". С.-Петербург, 17 февраля 1878 г.


Вот, как раз по этой округе, вокруг крепости, я и решил пройтись. Недавнее сообщение о том, что местные жители расчистили дорогу к источнику Кайнак (Kajnak) меня очень порадовало тем, что не придется продираться через колючие заросли.

Акведук. Старая фотография

.

Дорожка к потоку Бунар расчищена
И это радует


Пройдя мимо крепостных ворот, я оказался под турецким виадуком. Вокруг разросся хаос частных строений, который, как и везде на черногорском побережье, чистотой не отличается. Поэтому я быстренько прошмыгнул к началу тропы, ведущей вниз к потоку Бунар (Bunar) (одному из притоков, которые формируют реку Рикавац (Rikavac)). На самом деле этот  небольшой пешеходный серпантин оказался расчищен, и я легко стал спускаться, оборачиваясь и задирая голову, чтобы рассмотреть крепость с необычного ракурса. Тропа развернулась вдоль каньона, пробитого потоком среди скал. На самом верху видны лишь отдельные небольшие участки крепостной стены. С восточной стороны крепость совершенно неприступна.

.

.
 

Путь вдоль реки совсем не долог. Скоро над потоком уже можно увидеть маленький мостик и остатки какого-то гидротехнического сооружения, чуть дальше – полуразрушенный остов строения побольше. Внутри этого здания, среди захватившей всю площадь растительности, видны остатки какого-то механизма (насоса? пресса?). Видимо эта железяка, из-за своих внушительных размеров, оказалась не по зубам охотникам за металлоломом. Чуть ниже по течению – современный мост и водозабор.

.

.

.

.

.
 


KAJNAK – Родник, источник у левого берега реки Bunar, под восточной стеной Старого города. Название соответствует турецкому слову, означающему источник, фонтан.
 Borislav Stojović «TOPONIMI U BARSKOJ OPŠTINI»


Это место известно среди здешних производителей оливкового масла как "источник Кайнак". Именно здесь в 1886 году доблестный воевода Машо Врбица основал первую современную маслобойню с железными прессами, которая питалась водой из источника. Кроме того оборотистый черногорский сановник построил здесь же первую в Черногории фабрику по производству мыла.

Источник Кайнак


На левом берегу Бунара, за мостом, находится территория фабрики «Primorka». Фабрика была открыта в 1951 году. «Приморка» выпускала оливковое масло и натуральные соки. Соки из местных фруктов были очень высокого качества, но их «нераскрученность» не позволяла запустить производство в большом объеме.
А в 1985 году на фабрике был запущен конвейер по розливу Кока-Колы. Всё необходимое, от тары до концентрата, доставлялось на «Приморку» из Словении. А вот воду для Coca-Colа, которая соответствовала всем требованиям производства, брали из источника Кайнак. Предполагалось разливать 20 миллионов бутылок, объемом 0,2 литра. Так воду из-под стен Старого Бара стала пить вся Югославия.
Деньги, полученные от производства Кока-Колы, позволили запустить выпуск высококачественных соков и сиропов под брендом «Voli». Позднее это имя было перекуплено известной сегодня в Черногории торговой сетью.

.

Фабрика «Приморка». Кока-Кола течет рекой
(фотографии найдены в сети)

Более подробно о фабрике "Приморка" можно почитать здесь.


От Кайнака продолжаю свой путь в сторону барской больницы, у которой я оставил машину. Крепости почти не видно, лишь временами, в щелях взбегающих на холм улиц, можно увидеть часовую башню. Сахат-Кула (Сат-Кула) построена в 1753 году турками. Была повреждена в 1877 году черногорской артиллерией, а затем еще и взрывом 1881 года. Пережила три землетрясения: 1905, 1968 и 1979 годов. В 1984 году башню отреставрировали. И именно тогда на все её четыре стены установили часы.

.

Старый Бар на старой открытке

.

Вид на крепость Старого Бара со стороны Капетанова кладбища. 1877


Небольшая территория огорожена свежей каменной оградой с воротами. Внутри ограды всё заросло высоченной травой, в которой с большим трудом угадываются остатки надгробий. Между древними постаментами мирно пасутся овцы. Это старое «подградское» Капетаново кладбище (Kapetanovo groblje). Здесь хоронили первых мусульман, после того, как Бар стал частью османской империи. Поначалу кладбище занимало гораздо большую площадь, но было порушено и застроено.

Капетаново кладбище (Kapetanovo groblje)

Соборная церковь Святого Николая
Открытка 1900 года

Соборная церковь Святого Николая
Открытка 1900 года

.

.



Замыкая круг, я лишь немного отклонился от маршрута вокруг старобарской крепости для того чтобы заглянуть к церкви Святого Николая (Crkva Svetog Nikole). До открытия храма св. Йована-Владимира в (новом) Баре именно храм св. Николая являлся соборной православной церковью Бара. Церковь была возведена в 1863 году. Чаще всего, для подтверждения достоверности именно этой даты, ссылаются на письмо российского консула в Шкодере Ивана Ястребова, который, среди прочего, занимался и защитой христианского населения на подвластных туркам территориях. Ястребов лишь мельком упоминает о строительстве церкви в 1863 году "каким-то русским". Однако такое строительство не могло случиться без ведома турецких властей. Церковь св. Николая лишь второй из вновьпостроенных храмов в районе Бара с начала османского владычества (с 1571 года). Здание церкви выстроено на месте более древнего христианского храма.

.

.

Соборная церковь Святого Николая
Старая открытка


Церковь Святого Николая представляет собой трехнефную базилику, увенчанную центральным куполом. Размеры храма: длина 15,5, ширина 9,5 и высота 12 метров. В качестве прототипа служил собор Святого Георгия в Старом Баре и главная церковь монастыря Богородицы Ратачской. Церковь возведена из тщательно отесанных каменных блоков красного цвета, которые были доставлены из местных каменоломен. Фундамент усилен специальными дубовыми сваями, аналогов которым нет ни в одном сооружении в Баре. Сваи препятствуют «соскальзыванию» храма со склона. Внутреннее пространство расписано фресками в 1865 году теми же мастерами, которые расписали и иконостас. По преданию это были Василий Джиновски и его сын Миливой. Эти мастера расписали прежде несколько церквей в Црмнице.
Оригинальные колокола с трехколокольной звонницы были сняты и переплавлены во время австро-венгерской оккупации Черногории в 1916-18 годах. Новые колокола отлиты на пожертвования местных жителей.

Наследный принц Данило и Милица (Ютта)



В этой церкви 14 июля 1899 года крестилась по православному обряду герцогиня Ютта Мекленбург-Стрелицкая, невеста наследного принца Данилы. Крещение было проведено Митрополитом Черногорским и Приморским Митрофаном (Баном). Приняв православие Ютта получила новое имя Милица. На следующий день свадебный кортеж направился в Цетине.

Из дневника Великого князя Константина Константиновича Романова (1898):

Вторник. 13 июля.
... Были и в новой церкви, где сегодня Ютта присоединится к православию. В 8-м часу вечера, когда в море показался пароход, привозивший из Триеста невесту с ее матерью и братом, мы в парадной форме перебрались на яхту и пошли навстречу.

Среда. 14 июля.
В 9 утра было назначено присоединение принцессы Ютты к православию. Мать и брат не желали при этом присутствовать, и мне было предложено отвезти невесту в Антиварийскую церковь. Ютта была очень хороша в черногорийском наряде. Дорогой в церковь, в коляске разговор клеился не слишком; она спросила меня, придется ли ей отрешаться от лютеранской веры. Я ответил, что ее присоединение состоится по тому же обряду, по которому наше вероисповедание приняла императрица Александра Федоровна, и прибавил, что оба наши вероучения христианские и что лютеранам ни от чего отрекаться не надо, а надо только принять ко всему существующему еще кое-что новое… Символ веры Ютта прочитала сама по книжке, в которой он был написан немецкими буквами. Ей нарекли имя Милицы.

Четверг. 15 июля.
Во всех деревнях жители встречали жениха и невесту с цветами и с графинами воды, водки или вина, которые вместо пробки накрыты апельсинами…


Следующий отрывок из дневников Великого князя не имеет непосредственного отношения к церкви св. Николы, однако хочется оставить этот штрих для завершения картины.

Воскресенье. 18 июля.
Ходили в дом наследника прощаться с великой герцогиней. Она слывет очень не умной и не вяжется с Черногорией; эти немецкие принцессы с узеньким миросозерцанием и придворного церемонностью здесь не на месте…



.


В ходе подготовки к провозглашению князя Николы I Петровича Негоша королем, в 1910 году к храму от Пристани проложили каменную дорогу.

Землетрясение в 1979 года сильно повредило здание церкви. Реконструкция была завершена, и церковь была освящена вновь в 1985 году.



3 комментария: