. |
Австрийская эскадра уступала
итальянцам во всём: бронировании, вооружении, скорости кораблей и их
количестве. Но вот в организованности, выучке экипажей, смелости, и
решительности командиров, превосходила противника на голову. И, словно действуя
по суворовскому принципу «Пуля дура - штык молодец!», адмирал Вильгельм фон Тегетгоф, не рассчитывая
на мощь своих «музейных экспонатов», гнал корабли в ближний бой, на таран!
Бой у острова Лисса. Австрийская открытка |
Эдуард Незбеда - Битва при Лиссе |
|
Бой превратился в беспорядочную свалку.
Командир “Erzherzog Ferdinand Мах” капитан 1-го ранга Штернек искусно вел свой
броненосный фрегат сквозь хаос боя, пытаясь найти цель для таранного удара.
Внезапно адмирал <Тегетгофф> увидел, что один из вражеских броненосцев
собрался протаранить его корабль. Однако Штернек уже повернул броненосец и
привел его в одинаковое с противником направление. Корабли со скрежетом терлись
бортами, и слышалась брань канониров, которые даже не могли ввести в ствол
досылатели. Однако и австрийский флагманский корабль не сумел нанести удар
(удары приходились под острым углом). … Итальянец сумел вовремя уклониться,
однако несколько броневых плит на нем сорвало, его крюс-марсстеньга и
бизань-гафель упали на бак “Ferdinand Мах”…
Виталий Валентинович Полуян «Броненосцы Австро-Венгерской империи»
Дома на берегу Крашичей (Krašići) на полуострове Луштица, стоят очень
плотно. Поэтому с дороги весьма не просто разглядеть прямой латинский крест на
звоннице, и небольшую церквушку рядом.
. |
Спустившись на набережную можно увидеть весьма необычную большую (140х85
см) мраморную плиту над входом в храм.
На плите изображены два сражающихся военных корабля и нанесена надпись на латыни, которая информирует о том, что храм, посвященный святым мученикам Петру, Андрею
и Лаврентию, заложен в 1897 году на средства Его Превосходительства барона Максимилиана
Даублебски фон Штернека, победителя флагманского корабля “Re d’ Italia”.
Барельеф с кораблями служит напоминанием о славной победе
Австро-Венгерского флота у Лиссы (острова Вис), в которой капитан первого ранга
фон Штернек командовал броненосцем «Erzherzog Ferdinand Max», флагманским
кораблем эскадры адмирала Тегетгофа.
Коротко о битве у острова Вис мне уже приходилось писать в расСказке, посвященной Марко Евгену Флорио из Прчани, который командовал в том
бою кораблем «Erzherzog Friedrich».
И в этот раз не буду подробно пересказывать всю историю морского
боя, который произошел 20 июля 1866 года. Упомяну лишь, что одним из ключевых
моментов сражения стал таран лучшего итальянского броненосца «Re d`Italia»,
австрийским броненосцем «Erzherzog Ferdinand Max».
Тем временем перед австрийским
флагманом внезапно появился другой итальянский броненосный фрегат: проходя
сквозь густое облако дыма, Тегетгофф увидел неподвижно стоявшую серую массу.
Итальянец стоял, чтобы разойтись с другим своим кораблем. Штернек с вант, куда
он забрался для лучшего обзора, крикнул приказ на мостик: “Целиться в район
дымовой трубы!” В машину был дан приказ: “полный ход вперед” и “быть готовым
дать задний ход”.
На полном ходу 11,5 узлов “Ferdinand
Мах" нанес удар в борт итальянского фрегата. В 11ч 30 мин таран австрийца
легко вошел на 2 метра вглубь борта противника, с ужасным треском прорезав
железную броню и деревянную обшивку. При нанесении удара австрийский корабль
сперва приподнялся, а затем опустился, тем самым увеличив пробоину. В момент
столкновения его машины перевели на “стоп", и сильного сотрясения при
столкновении не было, однако оно сильно ощутилось в машинном отделении, когда
машины заработали “полный назад”. “Ferdinand Мах” освободился от своей жертвы,
оставив в ее борту зияющую дыру площадью 13 м² .
В момент удара накренившийся на правый
борт итальянский корабль после отхода австрийца накренился на левый борт. С его
палубы и надстроек стрелки не переставали вести огонь по австрийцам ... Однако
в следующий момент итальянский экипаж полез на ванты или стал прыгать за борт –
корабль сильно закачался. Он вторично накренился на правый борт, затем
выпрямился, но волны уже захлестывали его. С итальянского корабля неслись
возгласы “Viva Italia!” Гибель броненосца продолжалась всего 3 минуты. Лишь
впоследствии австрийцы узнали, что это был “Re d’ Italia”.
Виталий Валентинович Полуян «Броненосцы Австро-Венгерской империи»
Антон Ромако – Битва при Лиссе (1880) В центре адмирал Тегетгоф, справа от него капитан первого ранга фон Штернек |
Тегетгоф, проходя сквозь густое облако
дыма, окружавшее суда, вдруг увидел перед собой громадную, серую массу,
стоявшую неподвижно. Приказания «Полный ход вперед» и «Быть готовым дать задний
ход» были переданы по телеграфу в машинное отделение, и полным своим
11,5-узловым ходом «Фердинанд-Макс» ударил своего противника. … машинам тотчас
дали задний ход. Австрийский корабль не получил никаких повреждений. «Ре
д'Италия», приняв удар, сильно накренился на правый борт, а затем, когда
«Фердинанд-Макс» отошел от него, он накренился влево, и на палубе его виден был
пораженный ужасом экипаж. Он был так близко, что один австрийский офицер
воскликнул: «Какая чудная палуба». На минуту или на две сражение
приостановилось, и все взгляды были устремлены на обреченный корабль. Он
накренился второй и последний раз и грузно пошел ко дну.
Xерберт Вильсон (Wilson H.W.) «Броненосцы
в бою»
Erzherzog Ferdinand Max |
Erzherzog Ferdinand Max Архивная фотография |
Re d’ Italia |
Re d’ Italia. Архивная фотография |
За героизм, проявленный в битве у Лиссы, фон Штернек (1829 –1897). был
награжден рыцарским крестом ордена Марии-Терезии, одной из самых значимых
наград Австро-Венгрии.
Вице-адмирал Максимилиан барон Доблебский
фон Штернек в 1883 году принял на себя командование Императорским и
Королевским военно-морским флотом Австро-Венгрии. Он занимал должность главы
Морского ведомства (бывшего одним из пяти главных отделов Военного министерства)
до своей смерти 5 декабря 1897 г. Умер адмирал в Вене, в возрасте 68 лет, и был
похоронен в Пуле, в склепе церкви Gospe od Mora.
Благодаря прекрасным организаторским способностям и энергичному руководству фон Штернека было начато возрождение и создание современного австро-венгерского флота. Именно Макса фон Штернека называют «человеком, который вывел Австрию в Океан».
Благодаря прекрасным организаторским способностям и энергичному руководству фон Штернека было начато возрождение и создание современного австро-венгерского флота. Именно Макса фон Штернека называют «человеком, который вывел Австрию в Океан».
Под его руководством в Тивате между мысами Селяново и Паково, в
1889 году был выстроен Арсенал – база военно-морского флота в Боке.
Изначально местом для Арсенала были выбраны именно Крашичи. Но
расположение в Тивате оказалось более удобным, а в Крашичах адмирал на собственные средства
начал строительство церкви бокельских мучеников. Славный австрийский адмирал
умер в год закладки храма. Церковь была закончена его преемником
на посту командующего ВМС Австро-Венгерской империи, адмиралом Германом фон Спауном,
и освящена в 1901 году.
***
История ранних христианских мучеников, братьев Петра, Андрея, и Лаврентия
(Лоуренса) обрывочна и весьма туманна. Достоверные данные о месте их рождения отсутствуют.
Родиной братьев иногда называют Лепетане. Погибли они, возможно, рядом с селением
Жаница, или рядом с Лепетане, в местечке Плавда. Мученическую смерть братья
приняли то ли от римлян, то ли сарацинов в 840 году н.э. Место захоронения
братьев было никому не известно.
По легенде, в XI веке одной старой монахине из Котора было видение,
в котором ей явились братья-мученики и молили, чтобы их тела перенесли в церковь. Видение повторялось дважды, но городские власти Котора, к которым обращалась старая женщина, не обратили
на рассказ никакого внимания. Третий раз святые мученики попросили
старуху искать помощи в Дубровнике. По указанию архиепископа Дубровника в 1251
году было снаряжено судно и найдена могила мучеников. Однако судно не могло
тронутся с места, пока не собраны были все останки. Затем мощи перенесли в храм
в Дубровнике.
Которяне, раскаявшись, как-то умудрились добыть себе три кости
братьев. Мощи теперь хранятся в трех стеклянных сосудах с окладом из
серебра в сокровищнице собора святого Трифона.
В Дубровнике в честь мучеников был возведен храм. Он был разрушен в
результате землетрясения 1667 года. Новый, построенный на его месте, был
разрушен в 1801 году. Сегодня в городском соборе Дубровника можно видеть алтарь,
установленный в честь святых братьев.
Кроме церкви в Крашичах и Арсенала, в Тивате, по указанию адмирала
Штернека, в 1892 году был разбит большой городской парк. Говорят, что фон Штернек
дал указание всем австрийским капитанам привозить растения, и семена отовсюду, в
какие бы края они не заходили. Городской парк в Тивате стал одним из самых
богатых ботанических садов в Адриатике.
Из дневника фон Штернека: «Тиват полностью отстроен, парк развивается, дома в полном порядке, но
все это дорого стоит... Ловчен и черногорские холмы накрыло снегом. Цветут
фиалки, на моем столе большой букет. Эскадра в боевой готовности... Все так
красиво и спокойно в этом отдаленном уголке Земли.»
Максимилиан Даублебский фон Штернек |
Уже, будучи заслуженным контр-адмиралом Макс Фрайхерр фон Штернек
принял участие в Арктической экспедиции, организованной графом Иоганном
Вильчеком для поддержки основной австрийской экспедиции, которой руководили старший
лейтенант военно-морского флота Австро-Венгрии Карл Вейпрехт и лейтенант Юлиус Пайер.
Экспедиции Вейпрехта и Пайера принадлежит заслуга открытия
архипелага Земля Франца-Иосифа (один из проливов между островами получил имя Штернека).
А граф Вильчек, фон Штернек и еще четыре исследователя, на крошечном паруснике
«Исбьёрн» (Isbjörn) в 1872 г. вышли в Северный Ледовитый океан для обустройства угольных
и продовольственных станций к востоку от Новой Земли, для поддержки основной
экспедиции. Норвежский парусник «Исбьёрн» («Белый медведь») был всего 17,38
метров длиной, 5,37 метра шириной, и имел осадку 1,90 м. Деревянный корпус парусника
был обшит листовым железом ниже и выше ватерлинии, на нем было две шлюпки, лодка
для ловли морского зверя. На этом утлом суденышке фон Штернек со своими
спутниками дошел до о.Медвежий, о.Шпицберген, о.Надежды. Были проведены топографические промеры и метеорологические исследования у Новой Земли и пролива
Маточкин Шар, заложен склад угля и провианта на острове Баренца. Здесь же
произошла встреча с кораблем основной экспедиции «Адмирал Тегетгоф».
В Вену адмирал фон Штернек вместе со своими товарищами добирался из устья Печёры через Казань, Москву и Санкт-Петербург.
Опять "русский след". Без него никак!
В Вену адмирал фон Штернек вместе со своими товарищами добирался из устья Печёры через Казань, Москву и Санкт-Петербург.
Опять "русский след". Без него никак!
Примечание.
Еще об одном участнике битвы у Лиссы можно прочитать в расСказке "Прчань. На net и суда нет"
Основные источники информации:
Еще об одном участнике битвы у Лиссы можно прочитать в расСказке "Прчань. На net и суда нет"
Основные источники информации:
***
P.S. На просторах глобальной паутины обнаружена информация о памятнике адмиралу фон Штернеку. Кроме тиватского парка, с легкой руки Штернека, был заложен и парк в Герцег Нови. И поэтому установка памятника адмиралу именно в этом городе (примерно в 1900 году) кажется весьма логичной.
Памятник расположен в Зеленике, неподалеку от церкви Святой Троицы.
РасСказки о кораблях и мореплавателях:
Эсминец "Загреб". Хроника объявленной смерти*
Эсминец "Загреб". Хроника объявленной смерти*
Фрегат «Светлана» - Улцинь, 1880. Политика канонерок
Яхта «Ядранка» и яхта «Дивна»- Бар. Призраки прошлого
Учебный парусник «Ядран» - Попутного ветра, Ядран!
Паромы «Свети Стефан» - Три цвета «Свети Стефана»
Королевская яхта «Даница» - Королевская роскошь. Яхта «Даница»
Пароход «Ярославль» - У синя моря*
1910. Русская эскадра в Черногории - С корабля на бал
Королевская яхта «Румия» - Румия. Королевская яхта, уничтоженная дважды
Крейсер «Цента» - История с продолжением
Пароход «Цетине» - <НЕ>забытый «Цетине»
Школа «Наутика» - "Наутика".Русский кусочек Пераста
Адмирал Марко Евген Флорио - Прчань. На net и суда нет
Капитан Уильям Хост - Капитан Уильям Хост освободитель КотораМаксимилиан фон Штернек - Австрийский адмирал и бокельские святые
Петер Замбелич - Капитан Замбелич. На краю Земли
Стефан Вукотич - Стефан Вукотич и морская слава
Никола Приморац - Никола Приморац. Нас на слабО не взять!
Капитан Визин - Иво Визин. Совершив ошибку, обрел Славу! (Часть1. Часть 2. Часть 3)
Владимир Фёдорович Пономарёв - Владимир Фёдорович Пономарёв. Mortui heroes non morietur
Владимир Фёдорович Пономарёв - Владимир Фёдорович Пономарёв. Mortui heroes non morietur
Совершенно шикарная, серьезная статья-исследование, не копированный-перекопированный материал из Википедии, кочующий из сайта на сайт, а основанная на серьезных научно-популярных источниках, хорошо проиллюстрированная статья! Я очень рада, что в поисках более глубокого, не поверхностно-туристического изложения на тему военно-морского австро-венгерского Арсенала в Тивате вдруг наткнулась на этот блог... Стала изучать дальше, листаю одну статью за другой... Очень интересно! Эксклюзивно! Непременно стану Вашим постоянным читателем! Анна.
ОтветитьУдалитьТак ведь копировать было не с чего ;-)
УдалитьВот и пришлось копать везде, где это было возможно :-)
Докопался аж до Заполярья! Чего и сам не ожидал :-)
Анна, спасибо за оценку, но вы уж лучше критикуйте, чем хвалите. Мне этого очень не хватает. Честно-честно :-)