2016-04-29

Форт Пресека. Где эта улица? Где этот дом?


Замечательная, жизнеутверждающая эпитафия на обелиске у церкви cв. Креста


После того, как были найдены руины форта Святого Спиридона, я решил добраться до самого южного укрепления на Паштровической горе – форта Пресека. Решить-то я решил, но вот черногорская погода имела по этому поводу собственное мнение. Однако, как только появились малейшие просветы в пелене дождя, я тронулся в путь. Свернув у Петровца с Ядранской магистрали на дорогу в Подгорицу, кабрик начал накручивать витки серпантина все выше и выше. Небольшую остановку я сделал в селе с милым названием Новоселье, у церкви Святого Креста. (XIV или XVI в.в.). Храм был закрыт, и росписи XVII века мне посмотреть не удалось.

Церковь Святого Креста в местечке Новоселье

.

Церковь Святого Креста со следующего витка серпантина


Продолжаю накручивать серпантин на колеса своего трактора. С каждым новым витком внизу всё шире раскрывается панорама Петровца и Булярицы. Вот и правый съезд на нужную мне грунтовку. 

.

Курган. Времени обследовать это место у меня не было

Вид на Петровац

.

Очень скоро справа на гребне открывается весьма каменный курган, издалека похожий на Барскую Велью Могилу. Но рассматривать подробно это чудо я не стал. У меня в этот раз была другая цель. Много позднее я добрался до этого тумулюса. Оказалось, что у него по меньшей мере две жизни. На макушке древнего кургана устроен относительно современный наблюдательный пост.
Примерно через километр после съезда с трассы я подъехал к смотровой площадке. Каменный стол и скамейки, внушительный роштиль, и прекрасный вид на море и побережье. Замечательное местечко для пикника!

Дорога к перевалу

.


Очень красивая дорога среди лесистых холмов ведет дальше, пока не упирается в столб с указателями. Это перевал Пресека. До перевала легко добраться даже на легковушке. Чуть в сторонке - туристское «бунгало». Здесь можно переждать дождь, приготовить еду и нажарить шашлыков на большущем мангале. 
В этом месте я пошел по едва заметнуой лесной тропинке на северо-запад. До места, подсмотренного в Гугли картах, осталось идти совсем немного. И это было роковая ошибка!

Туристское бунгало у перевала Пресека

Перевал Пресека

.


Форт Пресека (Presjeka) был построен в 1848 году. Его цель состояла в том, чтобы контролировать линию границы с Черногорией и перекрывать направления, со стороны Црмницы и Скадарского озера к Петровцу. Вместе с фортом Копац, который был построен в 1838 году, форт Пресека контролировал и перекрывал направления Вирпазар - Петровац и Риека Црноевица - Петровац и должен был предотвращать возможные нападения черногорцев в этой области. Форт Пресека представлял из себя трехэтажную укрепленную казарму.
      Ilija LALOŠEVIĆ Radojica PAVIĆEVIĆ «Fortifikationi system Boke Kotorske Austrougarskog perioda»

Чертеж крепости Пресека из работы Ilija LALOŠEVIĆ Radojica PAVIĆEVIĆ
«Fortifikationi system Boke Kotorske Austrougarskog perioda»

Карта полковника Генерального штаба, барона Н.Каулбарса. 1890 г.
Форт Пресека отмечен желто-красной меткой.
Крепости с севера на юг: КосмачСв.СпиридонКопац, Пресека



Крепость была выстроена в месте где сходились границы Австро-Венгрии, Черногории и Османской империи. После 1878 года австрийцам удалось продлить свою границу на юг до Сутоморе. Пресека потеряла свое стратегическое значение и была разобрана.
         Чертеж этого форта мне удалось найти в книге Павичевича. Однако с поисками самой крепостью у меня что-то не заладилось...

.

.

.

.

Калитка в никуда


 Посреди леса стоит огромный каменный утес. Навигатор подсказывает, что искать надо где-то здесь. Нахожу большую расщелину, поднимаюсь немного вверх и упираюсь в закрытую калитку. За калиткой продолжаю восхождение на исполинский камень. Верхушка скалы покрыта травой и чахлыми деревцами, среди которых как зубья торчат острые каменные гребешки. Всё очень красиво. Прекрасно видны зеленые вершины соседней Црмицы. … Но нет ни-ка-ких следов старой крепости! 

.

.

Ровные разломы я сначала принял за дело рук человеческих.
Увы! Это природа постаралась


Несколько раз я принимал геометрически правильные каменные разломы за крепостную каменную кладку, но каждый раз убеждался, что это очередная гримаса природы. Ни одного рукотворно обработанного камня я не нашел. Излазав скалу вдоль и поперек, я вынужден признать, что где-то допустил промах. Если от форта Пресека хоть что-нибудь и осталось, то искать надо в другом месте. Несомненно, что это место где-то совсем рядом. Но вот где?

На вершине утеса. Вид на черногорскую Црмницу

Зубастая вершина

.


Начавшийся дождь согнал меня с утеса. Я прекратил поиски и тронулся в обратный путь. Спускался вниз я наперегонки с тучами. Тучи меня обогнали, первыми пересекли финишную линию у Петровца и упали в море.

.

.

Спуск наперегонки наперегонки с тучами


Чтобы хоть как-то сгладить горечь неудачи я на обратном пути заехал в бухту Чань, где сумел отыскать остатки небольшого турецкого укрепления. Так что день, подкарауленный у погоды, прошел не зря. А на Паштровичевой горе осталось еще одно непроверенное место - форт Копац. Вот пусть он и отдувается за Пресеку!

***

      Победная реляция
В декабре 2017 года форт Пресека был найден! Читайте об этом в отдельной расСказке.



Комментариев нет:

Отправить комментарий