2016-03-18

У синя моря *

У меня создается впечатление, что раз от разу я пишу расСказки не про какую-то далекую заморскую страну, а перебираю старинные губернские новости о каком-то заштатном российском городишке. Куда не ткни – отовсюду торчат «русские уши».


Иван Жмирич (1842-1929) Венчание свободной Черногории с морем≫, 1881
Интересно, а куда делись Болюбов и Ионин?


Приобретением Воловицы черногорцы фактически завладели морем. В ознаменование такого важнаго события, заключавшаго в себе исполнение давно излюбленной мечты черногорцев, князь, не смотря на всю свою нелюбовь к воде, сел в лодку с полковником Боголюбовым и с консулом Иониным и медленно проплыл вдоль берега при дружных ружейных залпах и несмолкаемых выкриках «живио» черногорцев.
 «Черногория и ея война с турками в 1877 - 1878 годах» Из воспоминаний д-ра А.В. Щербака. (1879)


Подписание Берлинского трактата 1 (13) июля 1878 года


Наконец это случилось! В 1878 году Черногория пробила себе выход к морю.
Все оказалось вовсе не так гладко. Территориальные приобретения, полученные Черногорией в ходе войны с Турцией и закрепленные 19 февраля 1878 года Сан-Стефанским прелиминарным договором, вызвали непереносимую изжогу в Вене, Берлине и Лондоне. Австро-Венгрию, Германию и Англию никак не устраивало столь явное укрепление позиций России и Черногории. Англия срочно ввела в Мраморное море сильную эскадру, угрожая русскому Причерноморью. Россия оказалась перед опасностью новой войны с сильнейшим морским противником.

Для пересмотра Сан-Стефанских договоренностей был срочно созван Берлинский конгресс.


Воевода Божо Петрович. Газетная страница 1878 года



        Читаем работу Радослава Распоповича «Россия и международное признание и определение границ Черногории (1878-1882)»:
Для Черногории в течение войны особенное значение имели действия на побережье. На их осуществлении настаивала Россия для того, чтобы Черногория обеспечила себе выход к морю, но с другой стороны, их навязывала и политика Вены, которая после освобождения Никшича и Билечи черногорским войском … выразила несогласие с дальнейшим наступлением черногорцев в Герцеговине. В конце 1877 года Черногория заняла Спич, а в январе 1878 года Бар и Улцинь, и морской берег до Бояны.
… <однако> воеводе Божо <Петровичу> предлагали повлиять на князя отказаться от порта на Адриатике до того, как его заставит сделать Европа. …
Воевода Божо сообщил князю, что ... граф Андраши (министр иностранных дел Австро-Венгрии) откровенно заявил, что Австрия никогда не разрешит Черногории выход к морю и поэтому князю лучше не дожидаться конгресса, но немедленно приказать отступление войск из Барского приморья и покинуть его. …
Поддержка России была решающей в том, чтобы Черногория не поддалась такому давлению, как в ходе подготовки к Конгрессу, так и во время его работы. Горчаков очень серьезно предупредил Бисмарка, что Россия является нравственным гарантом наследия Черногорцев в приморье.
… князь Никола письмом от 13 мая 1878 года приказал воеводе Радоничу сообщить Горчакову и Гирсу, что мы даже, если сам конгресс отнимет у нас Приморье, будем кроваво сражаться за Бар, а потом, как Бог даст. …
<по условиям Берлинского конгресса> У Черногории не могло быть военных кораблей и военно-морского флага, порт Бар и все черногорские воды должны были быть закрыты для военных кораблей всех народов. Существующие крепости, расположенные между озерами и сушей на черногорской территории, должны были быть разрушены и не должны были строиться новые. Морской и санитарный надзор в Баре и вдоль черногорского побережья принадлежал Австро-Венгрии.
… <договор> в новой редакции гласил: Порт Бар должен сохранить и характер торгового порта, и в нем нельзя строить сооружения, которые могут превратить его в военный порт.


Изменение границ Черногории (и Австро-Венгрии) в Приморье


Но и эта «новая редакция» далась не просто. После ряда неудачных территориальных разменов, которые закончились в 1880 году международной морской демонстрацией у Улциня, предпринятой великими державами для устрашения Турции, Черногория наконец получила Адриатическое побережье от Бара до Улциня.

О некоторых этапах начала строительства нового порта и нового города в Барской бухте я уже писал. Но кроме порта нужен был и собственный флот.

Помните песенку из кинофильма «Волга-Волга»?
Америка России подарила пароход.
У него колеса сзади и ужасно тихий ход.

Не такова была сама Россия. В 1890 году она подарила пароход Черногории.
Да еще какой пароход!

В начале 1878 года Императорское общество содействия русскому торговому мореходству выступило с инициативой сбора народных средств для покупки быстроходных судов, которые после вооружения могли бы в военное время использоваться как крейсеры для борьбы с судоходством противника.
11 апреля 1878 года по высочайшему повелению учреждается Комитет по устройству Добровольного флота. Были сформированы основные требования для закупки судов за границей:
скорость хода не менее 13 уз
возможность установки 8-дюймовых орудий без серьезных переделок
запас угля на 20 дней плавания полным ходом
стоимость не более 650 тыс. рублей.

Общество «Добровольный флот» создавалось на (это и не удивительно) добровольные пожертвования. К началу мая 1878 года удалось собрать более 2 млн рублей. Величины жертвуемых сумм колебались от нескольких копеек до тысяч рублей. Крупнейшим вкладчиком стал граф Строганов, внесший 100 тыс. рублей. И в том же году для общества начали покупать пароходы за границей. Все доброфлотовские пароходы имели одну важную особенность. Это были «волки в овечьей шкуре», по сути, вспомогательные легкие крейсера, которые, при необходимости, можно было легко вооружить весьма серьезной артиллерией.

Данные о пароходе «Ярославль», о котором пойдет речь ниже, в русских и сербских/черногорских источниках разнятся.
Лютиция Джурашкович пишет, что судно было построено на американской верфи в 1882 году. По австрийской военно-морской классификации считалось посыльным судном (Aviso-Schiff).
Грузоподъемность: 2600 тонн, или брутто 4495 тонн
Длина судна около 314 футов (96 м)
Ширина 37 футов (11,2 м)
Осадка около 25 футов (7,6 м)
В машинном отделении были установлены две паровые машины и шесть паровых котлов
Скорость 15 узлов

В русских источниках указано, что американский пароход "State of California" был приобретен Морским ведомством России на стадии строительства в 1878 года за 400 тысяч долларов.
Тоннаж (водоизмещение): 1857 брт (4200 т)
Длина 93,5 м
Ширина 11,2 м
Осадка 4,6 м
Тип и мощность двигателя: 1 вертикальная машина двойного расширения 2052 л.с., 6 котлов, 1 винт
Скорость - 13.6 узла
Дальность плавания - 14000 миль.
       Экипаж: 11 офицеров и 159 матросов


Вспомогательный крейсер «Европа»


В июле 1878 года пароход был зачислен в список судов Балтийского флота как крейсер «Европа».
В апреле 1879 года пришел в Кронштадт из Америки и был вооружен:
1 х 210-мм мортира
3 х 152-мм орудия
4 х 107-мм орудия
4 х 25-мм орудия
4 х картечницы Пальмкранца (установлены позднее)

В 1880-81 годах «Европа» совершила переход на Дальний Восток и вернулась на Балтику.
В 1882–83 годах корабль отремонтировали в Кронштадте. Были перестроены мостики и проведено перевооружение:
3 х 152-мм орудия
4 х 107-мм орудия
4 х 37-мм револьверных пушки Гочкиса (в 1885 г. заменены на 2 картечницы Фарингтона)
1 х 64-мм десантная пушка Барановского

До 1885 крейсер служил на Балтике. В этот период корабль заходил с визитом в Англию.
В июне 1885 года пароход был куплен Добровольным флотом за 806 721 руб. для пополнения судового состава в связи с возросшим объемом грузоперевозок на Дальний Восток. Прошел переоборудование в коммерческое судно с устройством грузовых трюмов, пассажирских помещений, спардека и установкой новых мачт с легким рангоутом. Одновременно получил новые котлы, изготовленные на Адмиралтейских Ижорских заводах. Затем судно переименовали в «Ярославль» (второй) и приписали к Петербургскому торговому порту. В октябре 1885 года «Ярославль» ушел на Черное море.
В 1886 году пароход вышел в рейс из Одессы во Владивосток и впоследствии эксплуатировался на регулярной дальневосточной линии.
В мае 1887 года «Ярославль» оказывал помощь разбившемуся у берегов Сахалина пароходу «Кострома».
После июля 1889 года было выполнено несколько коротких рейсов по Черному морю.

В марте 1890 года пароход был продан обратно русской казне, и передан Морскому министерству. Летом 1890 г. участвовал в маневрах практической эскадры Черного моря и высадке десанта в Судаке.

Пароход «Ярославль» (второй)


В расСказке о княжеской яхте "Сибила" я писал: «И вот тут-то расСказка превращается из французской в черногорскую!». Теперь же самое время превратить в черногорскую расСказку о русском пароходе.

После выхода княжества к берегу Адриатики и до начала XX века организовать регулярное морское судоходство в Черногории было практически невозможно. На всем черногорском побережье не было ни одного порта, где суда могли бы безопасно перегружать грузы и обслуживать пассажиров. В 1885 году первые регулярные перевозки были организованы на Скадарском озере. Пароход «Жабляк» выполнял рейсы, связавшие Реку Црноевича - Вирпазар - Плавницу - Скадар. Вскоре «Жабляк» заменили пароходом «Даница». По инициативе управляющего черногорским флотом Славомиром-Славой Журковичем (Славомир-Славо Ђурковић) в Баре было создано «Княжеское Черногорское пароходное общество», в задачу которого входила организация и обслуживание морского судоходства между черногорскими портами, Бокой Которской и Триестом, а затем между черногорскими портами и Италией, и, наконец, судоходство по Скадарскому озеру и реке Бояна. Для решения проблем с кадрами правительство княжества наняло бокельских капитанов, которые уже служили на черногорской службе: Славомира и Андрию Джурковичей, Илию и Стево Михайловичей, Саву Петковича, Симу Желалича, Марко Берберовича и Лазаря Джиновича. Моряки из Боки давно были известны своими богатыми морскими традициями, высоким мастерством и профессионализмом. Однако, несмотря на огромные усилия и энтузиазм, пароходное общество очень скоро было закрыто. Не хватило начальных средств, а выпущенные для привлечения капитала акции оказались слишком дороги (500 франков золотом). И, кроме того, самым большим препятствием на пути организации регулярных морских перевозок было то, что на черногорском побережье (Бар, Вальданос, Улцинь и Милена) не было портов, которые были бы надежно защищены от сильных ветров и штормового моря. Лишь несколько лет спустя, в 1908 году Барское общество (Compagnia di Antibari) с помощью итальянского капитала построило первый волнолом в порту Бар.

Хотя первая черногорская судоходная компания и была распущена вскоре после её создания, но по инициативе управляющего морскими делами Славомира-Славо Джурковича и по настоянию бокельских капитанов князь Никола решил просить пароход у России.


Антиварийский порт (Селимбекова куча и батарея Воловица) 
Рисунок из книги А.В. Щербака «Черногориiя и ея война съ турками въ 1877 - 1878 годахъ»


По решению, принятому императором Александром III, 30 ноября 1890 года в Одессе «Ярославль» (второй) был передан в дар князю Черногории Николе I.
Этим ловким ходом удалось обойти требования Берлинского конгресса. Черногории передали совершенно гражданский грузо-пассажирский пароход, который, однако, при необходимости можно было моментально превратить в легкий крейсер. И если бы «Ярославль» дожил в Черногории до начала Первой мировой войны, то, уверен, австрийцам пришлось бы посылать на блокаду Бара какой-то более серьезный корабль, чем старый легкий крейсер «Цента».
Капитан Андрия-Андро Джуркович (1850-1895)
Русские источники пишут, что пароходу оставили его прежнее имя. Лютиция Джурашкович, ссылаясь на другие сербские/черногорские исследования, считает, что во время своей работы в Черногории пароход носил имя «Ярослав». На судно была назначена черногорская команда, состоящая из 32 моряков, в основном из Боки, два машинных офицера Крсто Мартинович и Вуко Пейович, окончивших морскую школу в Триесте, были из Черногории. Капитаном судна стал Андро Джуркович (Андро Ђурковић) из Рисана (брат капитана Славомира-Славо Джурковича), а первыми офицерами - Симо Залалич и Марко Берберович.
Капитан Андрия-Андро Джуркович родился в 1850 году "посреди Черного моря" (в территориальных водах России) на борту судна "Альбано", которым владел и командовал его отец, капитан Йован А. Джуркович (1812-1877). Йован Джуркович слыл одним из самых предприимчивых бокельских судовладельцев своего времени. Оба сына продолжили морскую семейную традицию. Андрия первое время ходил на парусных судах, принадлежащих его семье. Получив морское образование и набравшись опыта, в 1877 году он поступил на службу в австрийский «Ллойд». Джуркович был избран градоначальником Рисана в 1879 году. Он из собственных средств финансировал подготовку к Третьему Бокельскому восстанию. Это не помешало Андриа с 1882 по 1890 годах снова работать на судах австрийского «Ллойда».
По просьбе князя Николы в 1890 году Андрия-Андро Джуркович стал капитаном первого и единственного черногорского морского парохода "Ярослав". На этой должности он находился до своей смерти в 1895 году.

Андрия Джуркович был человеком весьма одаренным. Он оставил после себя несколько литературных произведений: «Воспоминания», «Из Александрийских руин» и личные дневниковые записи, которые вёл на борту «Ярослава». Занимался капитан Андрия и живописью.


Winslow Homer Eight Bells,1886
Винслоу Хомер 
Восемь склянок


Пароход «Ярослав», кроме перевозки грузов, выполнял роль княжеской яхты. Интерьер корабля был весьма роскошным. В салоне была установлена галантная и солидная мебель. Два дивана, обитые синим бархатом, одно большое кресло, выполненное в виде небольшого трона. Еще несколько плетеных кресел стояли вокруг четырехугольного стола. На переборке висело зеркало в полированной деревянной раме. Под зеркалом в шкафу была большая белая фарфоровая раковина. Салон украшали большие портреты князя Николая и княгини Милены, и изображения российской императорской четы. Рядом с обеденным залом был курительный салон, за дверью которого располагался кабинет князя. Это была самая элегантная, просторная и самая красиво обставленная каюта. На судне были оборудованы каюты для гостей. Все эти каюты были оснащены полированными шкафами, письменными столами и умывальниками. Над каждой умывальной чашей висели большие полотенца с монограммой «П.J.», т.е. пароход «Ярослав». В штурманской рубке хранилась большая буссоль, барометр, квадрант, кренометр, хронометр и судовой журнал. На капитанском мостике был установлен большой магнитный компас.

Черногорские моряки носили форму европейского образца с той лишь разницей, что офицеры носили французские фуражки с кокардой и инициалами князя Николы I, а матросы - черногорские капы.

Капитану Андро Джурковичу не раз приходилось отвечать на ложные обвинения и клевету со стороны австрийских чиновников. В дневнике, который он вел до последних дней своей жизни, он описывает встречу с директором Министерства транспорта из Вены бароном Глюмецким. В общей компании австрийский барон делился своими впечатлениями и давал рекомендации двум путешественникам, которые намеревались отправиться из Котора в Цетине, Реку Црноевича, и через Скадарское озеро в Бар. Глумецкий предупредил путешественников о том, что если у них есть с собой деньги, то в Черногории следует держать ухо востро, т.к. путешествовать по Черногории весьма небезопасно. К тому же дороги в княжестве отвратительные. Капитан Джуркович вступился за черногорцев, подтвердив их честность и безопасность пребывания в княжестве. Он указал, что от Цетине до Реки можно добраться на автомобиле. дальше до Вира на прекрасном черногорском пароходе «Даница», от Вира до Бара ведет такая же хорошая дорога, как от Котора до Цетине. Джуркович заверил, что за десять лет своей независимости Черногория добилась большего прогресса, чем любое другое европейское цивилизованное государство за восемьдесят лет.


Gabriel Louis-Jaray – Скадарское озеро. Пароход Даница. 1909



Встречались морякам «Ярослава» и искренние друзья Черногории. Во время пребывания в английском порту Суонси к капитану подошел местный житель и попросил объяснить, чей это корабль и почему государственный флаг ему незнаком. Англичанин был очень впечатлён ответом капитана, оказалось, Черногорию он знал очень хорошо. В какой-то момент он заключил: «Жаль, что на конгрессе в Берлине Европа не оценила жертвы Черногории более справедливо. Сколько она боролась, пока им был назначен кусок моря». Его жена поинтересовалась, на самом ли деле черногорские девушки выходят замуж не по любви и не видя суженного. Джуркович подтвердил, что раньше так и было, но теперь, если откроется, что молодежь вступила в брак против своей воли, то родители будут наказаны, и брак аннулирован.

Пароход Jарослав

В первый год своего плавания "Ярослав" перевозил зерно из России, уголь из Англии, лес из Риеки во Францию. Во время своей непродолжительной работы под черногорским флагом «Ярослав» несколько раз вывозил скот из Черногории, В октябре 1891 года пароход доставил во французский Марсель из Котора 3526 голов мелкого скота. Однако власти запретили выгрузку из-за отсутствия надлежащих санитарных документов. Но достаточно было честного слова капитана Джурковича, который заверил что скот не из Австрии, а из Черногории, для того чтобы разрешение было получено.
Пароход «Ярослав» совершил три рейса с древесиной из Галаца в Батум. Самое большое судно, заходившее в Дунай так высоко, было длиной 90 метров. Однако капитан Джурович смог провести «Ярослав» по речным фарватерам. Вспоминая все трудности этих рейсов, капитан записал в своем дневнике: «Когда человек выходит из Дуная, его следует считать счастливым».
Однако вскоре выяснилось, что главный двигатель парохода потреблял огромное количество угля, что делало судно нерентабельным. Последний коммерческий рейс «Ярослава» был из Риеки в Бордо с грузом леса, а затем из Кардиффа с грузом угля в Венецию, откуда он прибыл в Котор 17 октября 1894 года. Корабль был сначала поставлен на якорь перед Перастом и весной следующего года перешел к Рисану.
Русские источники придерживаются несколько иной версии касательно причин прекращения работы парохода «Ярославль» в Черногории. Кроме того, что судно перестало эксплуатироваться ввиду неокупаемости расходов по содержанию, отмечается необходимость ремонта или замены котлов. Подчеркивается, что рассчитывать на окупаемость, используя корабль как княжескую яхту, было сложно. Но вот то, что за столь короткий срок пароход был столь сильно изношен, отчасти говорит о невысокой подготовке судового экипажа.

11 апреля 1895 года в Рисане в возрасте 45 лет умер после тяжелой болезни капитан Андриа Джуркович. В 1893 году он был назначен управляющим черногорским флотом и за ревностную службу был отмечен князем Николой I орденом князя Данило IV степени. Перед самой смертью российский император Николай II наградил Джурковича орденом Александра Невского II степени.
Князь Черногории выразил своё соболезнование: «Господину капитану Славе Журковичу, Рисан: Всё наше поморство чувствует глубокую большую потерю в преждевременной смерти вашего дорогого брата, моего верного капитана Андриа, чьи достоинства были мне известны. Бог укрепит вас в вашей великой печали! Никола.»

В 1895 году «Ярославль» прошел капитальный ремонт в России и был вновь вооружен. Он опять превратился в крейсер «Европа», и вновь был зачислен в состав Балтийского флота.


***


.

В сербо-шведском (!) журнальчике "Диаспора" за 2014 год попалась мне преинтереснейшая статья!
Картина "Венчание Черногории с морем" была написана хорватским художником Иваном Жмиричем (1842-1929) всего через год после присоединения к черногорскому княжеству области от Бара до Улциня. Жмирич написал две одинаковые картины, используя разные техники. Первая версия, которую он привез в Цетине, была выполнена масляной краской на холсте. Князь не смог купить картину. Есть информация, что эта картина до 1922 года так и хранилась у художника. Что с ней случилось позднее, неизвестно. Второй вариант был сделан на бумаге, наклеенной на холст, и выполнен желто-коричневой пастелью. Морской музей стал обладателем этой картины в 1954 году. Её для музея купила Елена Башович из Никшича, дочь военного министра, председателя госсовета, председателя Народной скупщины Черногории Марко Джукановича (1860-1930), двоюродного деда Мило Джукановича. Картина была сфотографирована и отретуширована, и в 1922 году Почта Черногории стала распространять её как открытку.
На картине изображен торжественно украшенный парусник, на котором плывут по Барской бухте известные черногорские личности. Центральная фигура - князь Николай, который изображен с поднятой правой рукой. Князь бросает в море кольцо. Рядом с ним сидит княгиня Милена с наследным княжичем Данилой. На носу, наклонившись над бортом парусника - княжна Зорка. Среди других изображены известные черногорские герои: Божо Петрович, Петар Вукотич, Машо Врбица, Илия Пламенац, Пеко Павлович, Марко Милянов и другие. На трехцветных полосах, переплетенных лавровыми венками, написаны названия мест, где проходили победные сражения: Вучи До, Никшич, Фундина, Бар ... На побережье – множество черногорцев, которые приветствуют Венчание Черногории с морем.

Всё это действо несомненно «списано» с венецианского ритуала обручения с морем Sposalizio del Mar. Каждый вновьизбраный венецианский Дож выходил в лагуну на специально построенной для такого случая праздничной галере и бросал в воду кольцо. Эту традицию (с небольшой ошибкой) описал в своем стихотворении Ф.И. Тютчев.

Дож Венеции свободной
Средь лазоревых зыбей,
Как жених порфирородный,
Достославно, всенародно
Обручался ежегодно
С Адриатикой своей.

И недаром в эти воды
Он кольцо свое бросал:
Веки целые, не годы
Дивовалися народы,
Чудный перстень воеводы
Их вязал и чаровал…



Художник Антонио Каналь (Каналетто) (1697–1768) "Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим морем".
Из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина




Примечание:
* Название расСказки взято из книги Князя Дмитрия Голицина (Муравлина) "У синя моря" (1899)

Источники информации о пароходе «Ярославль» / крейсере «Европа»:
Луција Ђурашковић «“Јарослав” - Први црногорски пароброд дуге пловидьбе»
       В.Я. Крестьянинов «Крейсера Российского Императорского флота 1856-1917»




РасСказки о кораблях и мореплавателях:
Эсминец "Загреб". Хроника объявленной смерти*
Фрегат «Светлана» - Улцинь, 1880. Политика канонерок
Яхта «Ядранка» и яхта «Дивна»- Бар. Призраки прошлого
Учебный парусник «Ядран» - Попутного ветра, Ядран!
Паромы «Свети Стефан» - Три цвета «Свети Стефана»
Королевская яхта «Даница» - Королевская роскошь. Яхта «Даница»
Королевская яхта «Сибила» - Яхта «Сибила (Сен-Мишель III). Неожиданно!
Пароход «Ярославль» - У синя моря*
1910. Русская эскадра в Черногории - Скорабля на бал
Крейсер «Цента» - История с продолжением
Пароход «Цетине» - <НЕ>забытый «Цетине»
База гидросамолетов в Кумборе. (Часть1Часть 2Часть 3)

Адмирал Марко Евген Флорио - Прчань. На net и суда нет

Капитан Уильям Хост - Капитан Уильям Хост освободитель Котора
Капитан Визин - Иво Визин. Совершив ошибку, обрел Славу! (Часть1Часть 2Часть 3)
Владимир Фёдорович Пономарёв - ВладимирФёдорович Пономарёв. Mortui heroes non morietur

1 комментарий:

  1. Анонимный24 июля, 2023

    Категорически Вас приветствују и поздрављају с отличним расказима. Если ви получили ето сообшение, ответите пжлст, потому что не очин с налогами и сл. Митар Станишић

    ОтветитьУдалить