2015-07-29

Заслуженное самообслуживание

 

 

Меня произвели в майоры, я получил награды от каждой из стран Союзников – даже от Черногории, маленькой Черногории на берегу Адриатического моря!

«Маленькой Черногории!» Он словно приподнял эти слова перед собой и покивал им, улыбаясь. Эта улыбка относилась и к бурной истории Черногории, и к отважной борьбе ее народа. Содержалось в ней и понимание тех трудностей, которые Черногории пришлось преодолеть, чтобы в конце концов вознаградить Гэтсби от всего ее маленького, горячего сердца. Мое недоверие потонуло в завороженности – слушая его, я словно пролистал с десяток журналов.

Он сунул руку в карман и опустил на мою ладонь прикрепленный к ленте кусочек металла.

– Это награда Черногории.

К моему изумлению, она производила впечатление настоящей.

Шедшая по кругу надпись гласила: «Orderi di Danilo. Montenegro, Nicolas Rex».

– Переверните.

«Майору Джею Гэтсби, – прочитал я. – За исключительную отвагу».

      Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Великий Гэтсби»

 




Небольшая расСказка могла бы быть еще короче, если бы я ограничился только фактом «награждения», заинтересовавшим меня в книге Александра Федоровича Редигера «История моей жизни».
Однако все же приведу весь отрывок целиком. Уж больно хорошо Редигер (на тот момент – российский военный министр) описал личность черногорского князя Николы I Петровича Негоша.
А «награждение по черногорски» выделю в тексте жирным шрифтом.

Александр Федорович Редигер
 
В начале <1908> года в Петербург приехал князь Николай Черногорский, с которым мне впервые пришлось познакомиться. Еще до его приезда у Извольского собралось совещание для обсуждения пожеланий князя, уже сообщенных из Черногории. Интересны для меня были сведения о денежных пособиях, которые производились Черногории по сметам Министерства иностранных дел и Генерального штаба (кажется около полутора миллионов рублей в год), и суждения о личности князя, который представлялся мне (как и большинству русских) рыцарем без страха и упрека. Между тем, я здесь узнал, что в денежном отношении его считают далеко не безупречным; получаемые Черногорией пособия он расходовал безотчетно и, по-видимому, значительную долю их оставлял себе. Когда же в последний раз субсидия была увеличена, собственно для создания небольшого постоянного кадра войск, и при этом обусловлено, что новое пособие должно расходоваться с ведома нашего военного агента, это вызвало большое неудовольствие князя. Однако то же условие было признано нужным и в отношении новых пособий.
Князь приехал 26 марта; мне пришлось быть в Царском в этот день при встрече и на следующий день на парадном обеде, а 27 марта я, по приглашению князя, был у него в Зимнем дворце. Я у него пробыл три четверти часа. Он произвел на меня впечатление человека очень умного; по-русски говорил весьма хорошо. Князь мне указал на значение для нас Черногории, которая в военное время даст корпус войск в тылу Австрии и подымет восстание в Герцеговине, а между тем содержание этого корпуса нам почти ничего не стоит. Он лишь просит дать ему для этого корпуса нужное вооружение и снаряжение, дабы он мог выполнять свою задачу. Говорил он также о нахальстве Австрии, которая, однако, сейчас же трусит и отступает, когда встречает отпор.
На следующий день великий князь Николай Николаевич давал обед в честь своего тестя; на обеде были также и командующие войсками, бывшие тогда в Петербурге. Князь был весьма любезен и, между прочим, обещал выслать мне и нескольким другим участникам Турецкого похода золотую медаль «За храбрость».
В воскресенье 30 марта у меня были приехавшие с князем военные министры Черногории, бывший и новый, для беседы о пожеланиях Черногории; она просила несколько десятков тысяч винтовок с патронами, полевые и несколько осадных орудий с боевым комплектом, шанцевый инструмент, обмундирование, снаряжение, палатки, продовольствие, санитарный материал и прочее, всего на несколько миллионов. 3 апреля Совет министров разрешил кредиты на выполнение этих пожеланий, а 4 апреля вечером князь уехал. Днем ко мне заехал наш военный агент в Черногории полковник Потапов, чтобы сообщить о пожаловании князем мне Ордена Даниила 1-й степени и что мне предоставляется самому его купить, так как князь по бедности (и скупости) жалует лишь патенты на свои ордена. Тотчас был послан фельдъегерь, который у ювелира Арндта нашел орден и ленту, так что я вечером на проводах князя уже надел их и благодарил князя. Что же касается обещания выслать мне и другим золотые медали, то оно, конечно, осталось обещанием, данным в виде любезности, - медали были, вероятно, довольно дорогие.
Поразило меня на обеде у великого князя то чрезвычайное почтение, с которым относились к князю его две дочери, Милица и Анастасия Николаевны; первая мне говорила, что в Черногории собственно нет царствующей фамилии, а есть лишь князь и его подданные, к которым относятся и его дочери.

***

В 1882—1883 Александр Федорович Редигер служил в болгарской армии, был помощником военного министра и управляющим делами Военного министерства Болгарии. Фактически именно под его руководством была создана армия Болгарии. Поэтому золотую медаль «За храбрость» князь Никола пообещал Редигеру вовсе не за красивые глаза.
Описания этой медали я в сети не нашел.

Об ордене Князя Даниила I смогу сказать немного подробнее.
Орден Князя Даниила I был учрежден князем Данилой 23 апреля 1853 года для награждения за подвиги в войне против Турции 1852-1853 гг.
К моменту, описываемому Редигером (после 1895 г.), орден имел пять степеней.

Орден Князя Даниила I Первой степени




Знаки 1-й степени
Инсигнии Большого креста ордена включают знак, нагрудную звезду и ленту-перевязь.
Знак Большого креста представляет собой позолоченный серебряный крест с расширяющимися и закругленным концами равной длины синей эмали с бело-красной обводкой. В центре расположен круглый медальон красной эмали, обрамленный мелкими позолоченными лучиками. В центре медальона буквы «ДI», увенчанные короной, по окружности - девиз ордена «ЗА НЕЗАВИСИМОСТЪ ЦРНЕ ГОРЕ». Крест увенчан позолоченной короной с развевающимися лентами. Реверс ордена аналогичен аверсу, но на медальоне в центре вместо королевского шифра дата - «1852-3». Диаметр знака – 51 мм.
Нагрудная звезда ордена представляет собой 16-конечную звезду с перемежающимися прямыми и фасетчатыми лучами, на которую наложен знак ордена без короны. Диаметр звезды - 82 мм.
Лента-перевязь – шелковая, муаровая, шириной 100 мм, белая с красными полосками у краев, с розеткой у бедра.


***


А вот о Николае Михайловиче Потапове, который на момент описываемых событий был военным агентом в Черногории, надо рассказывать отдельно. 
Причем коротко рассказать никак не получится!
Агент Потапов. Часть первая
Агент Потапов. Часть вторая
Агент Потапов. Часть третья
Агент Потапов. Часть четвертая
Агент Потапов. Окончание истории?









2 комментария:

  1. Вот же были времена...
    ��
    Спасибо за интересный рассказ

    ОтветитьУдалить