2015-04-29

Врмац. Вот такая История …

Черногорская История долетела до меня в Москве коротеньким сообщением в личной переписке. Я получил фотографию и известие о том, что на полуострове Врмац взломан старый архив Югославского ВМФ. Хранившиеся в нем материалы свалены со стеллажей и выброшены на улицу. Честно признаюсь, я растерялся. Я не знал, что мне делать с этой информацией. Однако попытаться хоть как-то поправить ситуацию очень хотелось, и я обратился к нескольким знакомым, которые находились в тот момент в Черногории и, по моему мнению, могли бы принять хоть как-то повлиять на ситуацию.
Я долго думал писать ли мне имена людей, к которым я обращался за помощью. Решил, что раз дело не выгорело, то писать не стану. Но я очень благодарен всем, кто откликнулся и попытался. Честно признаюсь: я не рассчитывал, что удастся сделать так много, что информация будет донесена без промедления именно до тех людей и организаций в Черногории, от решения которых мог бы зависеть благополучный исход. И остается только пожалеть, что властями ничего предпринято не было.

***

Ниже краткая хронология неудавшегося спасения югославского архива.

·      14 апреля
§  Мне сообщили, что дверь в архив взломана и разбита. Документы сброшены с полок и раскиданы.
§  Я начал просить людей о помощи.
§  Информация передана в полицию Котора.
·      15 апреля
§  Информация доведена до сведения мера Герцог Нови, полиции и военной полиции.
·      18 апреля
§  Предпринята небольшая экспедиция на Врмац. Обнаружено, что властями ничего не сделано. Попытка хоть как-то заделать разбитую дверь в архив не удалась. Одна створка двери разбита полностью. Документы валяются уже на поляне перед архивом.
·      19 апреля
§  Никто из официальных властей палец о палец не ударил.
§  Получены ответы, что архив не представляет исторической ценности и в нем хранятся (-лись) только бухгалтерские документы.

Вот собственно и всё. Маленькая история попытки спасения маленькой частички черногорской Истории закончилась безрезультатно. Черногории этот архив оказался настолько не нужным, что никто из её официальных представителей даже не скатался на Врмац, чтобы убраться на территории заваленной разбросанными документами или уничтожить остатки архива.

***

Мне осталось только самому осмотреть место этой трагедии, благо такая возможность вскоре представилась.

Вместе с дочкой Машей мы доехали до крепости ВрмацСначала полазали по крепости, в которой Маша еще не была. А у меня оставался небольшой «должок». В прошлый раз я не смог сфотографировать иконы, которые можно отыскать на стенах одного из крепостных помещений.

.

.

.

.

В этот раз нас позабавили летучие мыши. Эти звери болтались в бронекуполах, и даже фотовспышка их не слишком сильно раздражала.

.

.

Перед входом в один из орудийных казематов обнаружили таблицу, которую я пропустил раньше.

.

Затем мы вылезли на крышу крепости, понаблюдали за взлетом самолета из Тивата.

.

.

.

И, наконец, отправились через поле к зданию бывшего архива.

Вид с крепости Врмац
Слева здание архива, справа – склад

Пространство между зданиями архива и складов усыпано намокшими папками и отдельными листами документов. Двери архива распахнуты. Правая створки разбита.

.

.

.

Пытаюсь разобраться в значимости того, что сдавалось в архив. Сложно разбираться из-за хаоса, который царит в помещении. Но все же совершенно понятно, что основную часть архива составляют текущие документы, которые сдавались с кораблей Югославского ВМФ. Здесь все: техническая документация на судовое оборудование, списки личного состава, посещений кораблей и несения стояночной вахты, ведомости выдачи материальных средств, навигационная литература, обширная судовая переписка …

.

.

Не попались только корабельные журналы. Но вполне возможно, что мы их просто не нашли. Многолетнюю историю с середины 50-х годов прошлого века до начала 2000-х можно проследить по названиям кораблей. Да, конечно, в архиве не оказалось документов значительной исторической важности. И совершенно понятно наплевательское отношение властей к истории флота. Черногории собственный Военно-морской флот сегодня оказался не нужен. И еще более не нужны документы ушедшего в небытие флота Югославского.

.

.

.

***

Раз уж мы оказались на полуострове Врмац, то было решено проехать дальше, к самой высокой точке полуострова Врмац, вершине св. Илии. Надо заметить, что поездку эту лучше совершать на чем-нибудь полноприводном. А уж раз у нас такой повозки не оказалось, то мы отправились на том, что было …

.

.

.

Со времен строительства различных Австро-Венгерских фортификационных сооружений полуостров сильно зарос, но среди травы и деревьев взгляд постоянно натыкается на фрагменты старинных военных объектов. На вершине св. Илии и вокруг неё австрийцы выстроили множество военных объектов, артиллерийских батарей, цистерн для воды и жилых построек под общим названием Верхний Врмац (Альт Врмац).

.

Оставив кабрик у подножья, на вершину мы подымались пешком. 

.

.

.

.

Полевая артиллерия установленная на поворотные основания
Такие мы и увидели в бывшем укреплении Альт Врмац


На самой вершине мы обнаружили заброшенную бетонную будку, мачту с остатками неработающих антенн, большущий щит непонятного назначения и бетонный ДОТ чуть в отдалении. Все явно построено уже во времена СФРЮ.

Позже мне удалось переехать Врмац по маршруту форт Троица - форт Врмац - вершина Св. Илии - Горна Ластва - Тиват. Отчет о поездке можно посмотреть здесь.

На вершине св. Илии

РасСказки об австрийских фортах на полуострове Врмац и поблизости:
Околесица вокруг Троицы
Форт Врмац без изюминки
Врмац. Вот такая История …
Форт Горажда – твердокаменная грибница
Батарея Шкальяри на поле чудес
Vrmac Trophy (батарея Кавач)

 

РасСказки об австрийских фортах в Кртоли и южной части полуострова Луштица:
Форт Траште/Грабовац – два водном
Форт Радишевич. Спасибо, чтоживой
Альт Радишевич и Обозник. Всёдля победы




3 комментария:

  1. Анонимный13 мая, 2015

    Печальная история...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. радует то, что теперь я точно знаю, что есть к кому обратиться! :-)

      Удалить
    2. Даааа - с черногорской историей у черногорцев не очень, и с югославской - не лучше. А ведь эти архивы бережно собирались, подшивались, и за неточности, видимо, наказывались исполнители...

      Удалить