2015-01-02

Рождество. Ох, как всё непросто!


Описание праздника Рождества у балканских славян можно встретить в сети многократно. Однако этот многократный копипаст порой искажает факты.

Попробуем поискать информацию, не испорченную никакими «культурными наслоениями».


Бадняк у церкви св. Николая в монастыре Градиште. 06 января 2013 г.



В.Б. БРОНЕВСКИЙ «ЗАПИСКИ МОРСКОГО ОФИЦЕРА»
«Сын отечества» № 31. 1818

 

Праздник Рождества. 

Из числа церковных торжеств, которые вообще сходны с нашими, обряд, бывающий у них на праздник Рождества Христова, относится к самой отдаленной Древности, и, кажется, сохранился от первых Христианских времен. На кануне каждое семейство при закате солнца, приготовляет толстое дубовое бревно, местами разщепленное и украшенное лавровыми венками.
Старейшина с своими домочадцами кладет полено на очаг, когда оно загорится, льет масло и вино и бросает горсть соли и муки в огонь, потом, засветив оным свечи и лампаду пред иконами, молит о благоденствии всего семейства и всех Христиан; после берет кубок вина, отведывает немного, подает старшему сыну, сей передает другому, и кубок обходит круг без различия пола – обстоятельство особенное, ибо женщины, изключая церковных обрядов, не допускаются в сообщество мущин.
Сия Патриархальная молитва, показывает веру их к Небесному Промыслу, и ожидание изобилия плодов земных. 
По окончании обряда мужчины выходят на высоту, стреляют из ружей, и громким голосом возвещают начало торжества. В сие время зритель поражается звуками выстрелов, и кликами: Христос родися! В одно время в каждом селении и во всей Черной горе, начинается стрельба. После сего садятся за сытый стол, посреди коего положены один на один три хлеба в виде сахарной головы, на вершине которой втыкают зеленую лавровую ветвь с апельсином или яблоком. Пред каждым мущиною положен сделанный или вырезанный из хлеба лук со стрелою, готовою лететь. Старожилы дают сему разное значение, но вероятно, что лук знаменует подвиг их предков, а лавр приобретенную им славу. Праздник продолжается восемь дней, в продолжение которых, как и во время Пасхи, стол, сделанный из настланной соломы, не снимается, яствы готовы для угощения посетителей, странника и бедного. 
В сии дни Черногорец оставляет воздержность, не думает о будущем, забывает настоящее, забывает самого себя и издерживает столько, сколько было бы ему достаточно на многие месяцы. 
Браки и крестины доставляют новые, не столь пышные пиршества, но в Рождество и беднейший, дабы удовлетворить издержкам, продает что нибудь; даже траур от того не освобождает; вся разность в том, что печальное семейство не стреляет из ружей, и не выходит из дома посещать друзей своих.

 

***

  
Художник H.A. Brendekilder «Рубка Рождественских деревьев» 1885.


И.А. КОЗЮЛЬКИН (ГИПОС) «ПО ЧЕРНОГОРИИ (ПУТЕВЫЕ НАБРОСКИ)»
Варшава, 1915
Написано в 1912 – 13 гг.

  

– О, священный огонь! Сквозь мрак холодной ночи пронеси в траншеи солдатам твоё благотворное тепло и радостно засветись в их сердцах.
       Анатоль Франс

 

Божич.

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» несётся по всему христианскому миру. А там, в далёкой, родной Черногории, где Рождественская ночь считается величайшим праздником, наши братья, под оглушительный рёв смертоносных орудий, встречают сегодня праздник Бога мира, в тёмных и холодных окопах. Вспоминается, как черногорцы празднуют сочельник.
В Божич (1) черногорец забывает кровавую месть, обиды и ссоры. В сочельник запрещается наказывать детей, и горе тому, кто нарушит этот обычай – его поражают язвы. В последнее воскресенье перед сочельником дети получают подарки и лакомства.
В «Бадни-Дан» (2), черногорцы ничего не едят, в особенности большой грех съесть приготовленное на огне.
В полдень мужчины отправляются в лес, чтобы срубить «бадняк» (3). После молитвы, набожные рыцари Черной Горы, преклонив колени, рубят дубки. После главных бадняков срубают баднярицы (4) по числу мужчин в семье.
При криках «Живио» и ружейных залпах, черногорцы торжественно несут деревья домой и ставят у наружных дверей, перед которыми разжигают свечи.
Из горницы уносят мебель и железные предметы. Пол покрывают соломой – символ св. яслей. На очаге разводят огонь.
С появлением первой звезды, глава дома, окруженный семьей, за исключением женщин, которыя не имеют права прикасаться к бадняку, вносит рождественское дерево в горницу. Женщины встречают процессию и посыпают путь кукурузным зерном. Со словами «многая лета» хозяин кладет на очаг главный бадняк таким образом, чтобы глава (5), обвитая зеленью, свешивалась из огня. Затем возлагает накрест «баднярицы». После молитвы, старший в роде поливает главу бадняка вином и обсыпает зерном. Церемония оканчивается словами «аминь». Ружейные залпы возвещают, что бадняки внесены. После этого никто не может выйти из дома.
Семья садится ужинать на полу у круглого стола. В сочельник в каждом черногорском доме на столе хлеб с тремя свечами в честь Св. Троицы, жареный на вертеле баран, ветчина, сушеное мясо, кукурузныя колбасы, сливовица и вино.
После ужина дети танцуют коло (6) и поют рождественския песни. Хозяин дома ночью не спит, так как, по обычаю, священный огонь, поддерживается до окончания праздника.
На разсвете звон колоколов и ружейные залпы призывают верующих в храм. По окончании заутрени священник, с крестом в руках, троекратно возвещет: «Христос си родио». «Ваистину си родио», отвечают присутствующие.
По целовании креста, взаимно целуются, как у нас на Св. Пасху.
После обеда мужчины поздравляют родных и знакомых с праздником. Женщины принимают дома гостей.
В дни Божича молодежь водит коло, упражняется в метании камней и в стрельбе в цель. Старики слушают пение гусляров о славных богатырях Черной Горы и былых походах.
Среди веселия не забывают бадняк и под очаг постоянно подкладывают огонь. Уголья бадняка собирают и сохраняют, так как, по верованиям черногорцев, они исцеляют больных, улучшают урожай и предохраняют дом от несчастия. 

Примечания.
(1) Рождество христово
(2) Сочельник
(3) Рождественское дерево
(4) Молодые дубки
(5) Толстый конец
(6) Хоровод

 

 ***


Бадне вече у храма св. Йована Владимира в Баре 
6 января 2016 г.


В.Ф. АРИСТОВ, В.Н. ДЁМИН, В.Н. НАЗАРОВ «ЗАГАДКИ РУССКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ»
«Вече» 2003


Восточная славянская ветвь – сербы, черногорцы, болгары – зажигают в это время на своих очагах бадняк, свежее дубовое полено, которое должно неугасимо гореть в продолжение всех Святок, до самого Крещения. В иных местах, погасив повсюду старый огонь, добывали новый, Божий или святой, вытирая его самовозгорание из сухого дерева; это делается и на Руси, только уже накануне Симеона Летопроводца, 1 сентября, когда в старину бывал Новый год. По всему вероятию, зимний обряд перенесен на этот день уже впоследствии.
Возжигание дубового бадняка сопровождалось обрядами, в которых нельзя не приметить языческого поклонения. В Черногории на закате солнца бадняк, обвитый лавровыми ветками, вносят в избу, посыпают пшеницей с приветом: «Я тебя (осыпаю) пшеницею, а ты меня (осыпай) нарождением потомства, скотины, хлеба и всяким счастьем. После того старейшина с домочадцами кладет бадняк на очаг, зажигает его с обоих концов и, когда полено разгорится, льет на него вино и масло, бросает в огонь горсть муки и соли. От священного пламени затепливает восковые свечи и лампаду перед иконами, творит молитву о благоденствии семьи и всех православных христиан, затем берет чашу вина, отведывает немного и передает старшему; тот передает ее следующему родичу и так далее, пока круговая чаша по старшинству не обойдет всех домашних, мужчин и женщин; причем каждый, взяв чашу, прежде чем отпить из нее, плещет вином на бадняк с приветом: будь здрав, бадняче‑веселяче и пр. После того начинается вечерняя трапеза, причем стол бывает постлан соломой, а посреди стола кладутся стопкой, один на другом три хлеба; верхний украшается лавровой веткой и яблоком или другим плодом. Перед каждым мужчиной, кроме того, кладется испеченное из хлеба изображение лука со стрелой. Полено, как сказано, горит все Святки; во все это время остается и накрытый стол с яствами для угощения приходящих друзей, знакомых и странников. Каждый гость, приходя в избу, подвигает головню в зад печи, выбивая искры, и, как только посыплются искры, высказывает доброе пожелание: сколько выпадает искр, столько да будет у хозяина детей, коров, лошадей, овец, ульев пчел, денег и т.д.; потом разгребает золу и бросает туда деньги.
Основная мысль и существо обряда одинаковы и в Сербии и в Болгарии; различие замечается только в олицетворениях существенной мысли. В Сербии полено не только посыпают зерновым хлебом, но и обмазывают по концам медом. В Сербии и Болгарии на разведенном огне пекут пресный хлеб, запекая внутри его золотую или серебряную монету – боговицу, как говорят болгары. К этому хлебу, который у сербов назывался чесницей, для трапезы необходим еще и мед, и вообще трапеза исполнялась различными сластями из сушеных плодов, орехов и т. п. Бадняк, сгорая, приобретал целительную и плодородящую силу; угодья и зола становились лекарством для домашнего скота; головней окуривали улья для плодородия пчел; золу рассыпали по нивам и садам – все с той же мыслью о хорошем урожае.

 

***

 

Первая Балканская война. 1912
Рождественская трапеза черногорских воинов

 

А.А. ПЛОТНИКОВА «ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ЮЖНОЙ СЛАВИИ»
Издательство «Индрик», Москва 2004
(с сокращениями)

 

Рождественское полено

 

Сжигаемое в ночь на Рождество в очаге каждого дома полено, наиболее распространенные южнославянские наименования которого — бадњак, бадник и под., представляет собой архаическую обрядовую реалию, известную не только почти на всей территории Южной Славии, но и в некоторых европейских [38] и балканских традициях (греч. ου κουλ’ιαντάς [39], алб. buzi, buzmi, buzmi bujar и пр., рум. pom de Crăciun, călindău). Различны интерпретации ученых относительно самого обычая и ритуальных действий «бадняком», таких как «кормление», пеленание и под., свидетельствующих об отношении к этой обрядовой реалии как к живому существу («человеческому», божественному, хтоническому, демоническому и пр.) [40].
Картографирование названий «бадняка» в пространстве южнославянского культурно-языкового континуума показывает, что наименования типа бадњак (вероятно, от глагола *bděti 'бодрствовать', что соотносится с обычаем наблюдать за горением полена в течение ночи [СД «Бадняк»]; однако при более глубинной реконструкции обычая не исключается связь с образом змея — др.-инд. Ahi Budhnya [Топоров 1976; МС: 83]), известны всем южным славянам, включая словенцев (словен. Бела Краина badnik, badnjak [Kuret 2: 280, 282]).
Многочисленные дериваты от +badnjak (badnik), как правило, связаны с антропоморфным восприятием «бадняка» в народной культуре южных славян. В ряде регионов центральной Сербии, а также на юге Черногории в рождественскую ночь в очаг торжественно возлагаются бадњак 'мужской бадняк', бадњачица (бадњарица, бадњача) 'женский бадняк', бадњачићи 'дети бадняка' (Ресава [Мијатовић 1928: 35]; Левам и Темнич [Мијатовић 1907: 115]; Гружа [Петровић 1948: 224]; Голия, соб. зап.; Подибар [Недељковић 1990: 11] в центральной Сербии; Риечка Нахия [ZNŽO 1928/26/2: 298]; Катунска Нахия [ZNŽO 1933/ 29/1: 146-149]; Зета [Вулетић 1900: 55]; Кучи [Дучић 1931: 237] в Черногории). Очень часто одно принесенное из леса полено разрубали на три части: толстую колоду у основания дерева называли бадњак, следующую часть — бадњачица, а верхушку (также разделенную на несколько частей) — бадњачићи (Левач и Темнич [Мијатовић 1907:115]; аналогично — в Подибаре [Недељковић 1990:11], Голии, соб. зап.). В зоне архаических говоров Черногории строго соблюдался обычай, предписывающий каждому мужчине в доме, включая маленьких мальчиков, приносить в Сочельник из леса по «бадняку», при этом главное полено называли бадњак, а все другие — бадњарице, бадњаричице, бадњаче (Риечка Нахия, Катунска Нахия). В Загараче предназначенная девочкам, девушкам в доме бадњачица ('женский бадняк') может быть возложена на огонь только вместе с основным «бадняком» [Ћупићи 1997: 11].
В центральной зоне Южной Славии (западная Сербия, восточная Босния и Герцеговина, Черногория) достаточно компактный ареал формируют табуированные названия рождественского полена, связанные с корнем *vesel-: з.-серб. (Драгачево, соб. зап.; Стари Влах [ГЕМБ 1964/ 27: 403]; окрестности Чачака [Јовашевић 1971: 180]; район Пожеги и Косьерича [ГЕМБ 1984/48:314]; Ядар, окрестности Валева [ГЕМБ 1964/ 27: 403]), в.-босн. (Власеница [Savić 1976: 134]; Дони Бирач [GZM 1894/ 7: 383]; Яхорина [ГЕМБ 1964/27: 403]), ю.-герцеговин. (Требине [GZM 1894/7:383]), ю.-хорв. (Дубровник [Парох 1842: 25]), ю.-черног. (Бока Которска, с. Кртоле [Влаховић 1931: 348]) весељак 'рождественское полено', черногор. (Доня Морача [Добричанин 1984: 117]) веселица 'каждая из частей, на которые разрубают бадняк'. Этот ареал практически совпадает с распространением обычая разрубать одно полено на несколько частей (делать «семью бадняка»). Практически во всех регионах, где известны наименования «бадняка» от *vesel-, отмечено особое значение глагола (пре)веселити се — '(с)гореть', поэтому фиксируются и соответствующие обозначения головешек рождественского полена: черногор. 'весèлица' остаток сгоревшего бадняка' (Прошченьеу Мойковаца [Вујичић 1995: 18]).
В центральной зоне мотив веселья (и изоморфного ему здоровья) прослеживается в вербальных формулах — обращениях к «бадняку» с просьбами наделить семью здоровьем, урожаем и пр., например, желая благотворно повлиять на плодоношение фруктовых деревьев, остатки перегоревшего «бадняка» вешают на плодовое дерево и поют: «Наш бадњаче, наш бадњаче, буди нам весео» [Наш бадняк, наш бадняк, будь у нас веселым] [Шкарић 1939: 87]; на черногорском побережье (Тиват в Боке Которской) на перегоревшие «бадняки» льют вино и говорят: «Здрав си ми, бадњаче, ja тебе вином, а ти мене и сву дружину здрављем и весељем! Догодине опет нам дођи и свијех нас у здрављу и весељу нађи!» [Будь здоров, мой бадняк, я тебя — вином, а ты меня и всю семью — здоровьем и весельем! Через год снова к нам приди и всех нас здоровыми и веселыми найди!] [Вукмановић 1962: 501] и т. д.
«Кормление» бадняка отмечается также на юге Адриатического побережья: в южной Герцеговине и в зоне архаических говоров Черногории, как в виде обмена дарами (формулы типа «ты — мне, я — тебе» фиксируются на Поповом поле [Мићовић 1952: 145], в Боке Которской и близлежащих районах [ZNŽO 1933/29/1: 146-149]), так и в виде оказания почестей уважаемому «гостю» (Доня Морача, Зета [Добричанин 1984: 117; Вулетић 1900]). Например, в области Катунска Нахия хозяин льет по лепешке на «бадняк» вино и говорит: «Badnjače veseljače, ja ti dajem vina i pogače, a ti nama i vina i pogače i svake dobre i plemenite sreće» [Бадняк, веселяк, я даю тебе вина и хлеба, а ты нам — всяческих добрых удач] [Mikac 1933: 149]. В нижнем течении р. Морача положенному в огонь «бадняку» устраивается стима 'почести, угощение': на него кладут часть семейного ужина и ставят свечу [Добричанин 1984: 117].
Среди разных форм символического кормления полена отмечается ритуал выделки специального углубления, дыры, которую иногда называют уста 'рот' (Зета [Вулетић 1900]), в утолщенной части полена, именуемой глава 'голова' (Риечка Нахия [Јовићевић 1911: 744], Бока Которска [Вукмановић 1962: 497]), лице 'лицо' (Косово поле [Дебељковић 1907: 280]) [49]. В просверленную дыру льют масло, вино, мед, сыплют пшеницу (Косово поле [Дебељковић 1907: 285], Лесковацкое Поморавье [Ђорђевић 1958: 342], западная часть Алексинацкош Поморавья [Антонијевић 1971: 169] в Сербии и северо-западные области Болгарии [Маринов 1984: 100] [50]), затем залепляют воском или затыкают частью полена. В отдельных регионах западной и восточной Сербии утолщенный край полена мажут медом (окрестности Валева [Ђукановић 1934: 230]), медом и маслом (окрестности Болеваца [Грбић 1909: 82]), проговаривая благопожелания об урожае, приплоде скота и пр.


Примечания.
38. Среди европейских народов аналогии с рождественским поленом прослеживаются у итальянцев, французов; в Северной Европе наблюдаются некоторые обычаи и ритуалы, которые рассматриваются учеными как остатки прежнего общеевропейского обычая с «бадняком».
39. См., например, полевые этнолингвистические данные из Северной Греции [Зайковские 2001:158].
40. См. работы: [Толстой 1995; Топоров 1976], а также подборку статей о «бадняке» и сходных обычаях у славян и балтийских народов в журнале «Живая старина» [ЖС 1995/1].
49. Продолжая ряд наименований «частей тела» бадняка, добавим, что в сербских областях еще при рубке дерева его сваливают на землю таким образом, чтобы на нижнем конце оставалась брада 'борода' [Петровић 1948: 224].
50. То же в окрестностях Берковицы (с. Бырзия, зап. Е.С. Узеневой).


Старая рождественская открытка из Герцег Нови
Раз крепость Мезалуна еще цела, значит фотография сделана до землетрясения 1979 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий